Добрый день, друзья! Добро пожаловать на канал MonteCrew.
В этой статье я хочу рассказать Вам об опыте моего коллеги по открытию бизнеса в Черногории. Но прежде прошу Вас подписаться на наш канал🙂.
Это важно для нас.
Далее повествование от лица моего друга и коллеги Дениса:
Меня зовут Денис и мне вот уже больше 40 лет, иногда возраст не чувствуется и веришь в то что «и море по колено» и «мир прогнется под тебя». Такая уверенность была и в том сентябре когда я, после длительного перерыва, приехал в Черногорию. Только в этот раз не на отдых.
Что заставило сюда приехать уточнять не буду, но вот куда ехать вопроса не возникало - квартира друзей была свободна и готова меня принять. По приезду, осознавая что я тут на долго, мне было важно занять себя делом. Не было такого что я еду в эту страну чтобы покорять вершины по заранее продуманному плану. В первую очередь я хотел реализовать себя, используя свой опыт, навыки коммуникации, желание быть полезным и зарабатывать деньги. Да, в тот момент был большой наплыв молодых людей в те страны, которые нас принимали без виз и Черногория не исключение. Но, далеко не всем удавалось находить работу и начать зарабатывать. Статья о вакансиях и зарплатах в Черногории в декабре 2023 года.
О себе
Я жил и работал в Москве, последнее время руководителем в дилерской сети автомобилей с пробегом. Мой опыт работы в этом бизнесе был более 10 лет, и за все время для меня были четкие принципы, которых я придерживался в работе - предоставлять качественный сервис так, чтобы тебя рекомендовали, соблюдать договоренности с клиентом, работать в интересах компании.
Когда я приехал в Черногорию и на себе испытав качество сервиса, я понял, что мне нужно делать и какие свои навыки я могу использовать чтобы реализоваться тут. Сервис, который я знаю и к чему привык тут просто отсутствовал. Например тут нет такого что Вы приходите домой после работы, открываете холодильник, и, понимая что не хватает каких либо продуктов, просто открываете приложение, заказываете доставку из магазина и через 30 минут открываете дверь курьеру который Вам доставил Ваш заказ до двери. Нет. Тут можно прийти домой, открыть телефон, увидеть время и побежать в магазин. И не факт, что Вас пустят за покупками внутрь т.к. до закрытия может быть 15 минут и они закрываются на вход. И это еще не говоря про выходные и праздники когда вообще всё закрыто. Кстати, об этой и других особенностях Черногории мы рассказывали в этой статье.
Поиск ниши
Определив несколько направлений, которыми планировал заняться, я принялся изучать «рынок услуг». В основном люди предлагали продажу или аренду недвижимости, помощь в получении ВНЖ, доставка еды, подбор авто с пробегом. На тот момент многие начинали работать в этих сферах, но все упиралось в клиентскую базу которую нужно было ещё наработать (говоря языком маркетинга)
Знакомясь с новыми людьми, живущими тут или только что приехавшими, я остановился на новом для себя направлении по доставке еды. Доставляли тут всё к чему мы привыкли, от пельменей до суши роллов. Лепили и крутили на своих кухнях и потом принимая заказы в чатах, доставляли по адресу. На последнем я и остановился.
Реализация
Мой знакомый посоветовал мне встретиться с одним из местных блогеров, у которого была своя доставка японской еды. Уточню, не смотря на то что рядом Адриатическое море, с морепродуктами и всем, что с этим связанно в Черногории не очень. Морепродукты тут дорогие и в основном привозные.
Я встретился, пообщался, послушал как работает этот бизнес и мне стало интересно. Это был новый и интересный опыт для меня. После некоторых раздумий я принял решение продолжить диалог, но с целью покупки готового бизнеса по доставке. Конечно продавать у владельца желания особо не было, но это вопрос цены (как всегда) и мы приступили к обсуждению возможной сделки. Обсуждалось приобретение готового бизнеса, который включал в себя: помещение под суши бар, оборудование, повар в штате, готовое меню, клиентская база, раскрученный инстаграмм канал, рабочая схема доставки с курьером. Но было одно НО - всё без официального оформления и легализации. И вот тут должен был прозвучать колокол!
Не зная местных законов, связанных с ведением легального бизнеса, для меня это показалось чем то несущественным, ведь всё и так работает как есть! Не зная ещё с чем мне предстоит столкнуться. Клиентская база есть, заказы валятся, повар работает, курьер развозит, что еще надо? Мне казалось, что эта модель бизнеса вполне самодостаточна и ничего менять не нужно, но это был первый месяц работы. По началу все шло как было презентовано бывшим владельцем: заказы были, средний чек был больше 25 евро, работа кипела и я получал доход. Изучив более подробно тему, я решил для себя, что первое что нужно сделать это легализоваться, получить все необходимые разрешения и срочно выходить «в белую». Нет, это даже не про штрафы, которые тут огромные за всё, в первую очередь я хотел открыть двери клиенту, что бы ко мне приходили и приводили друзей! Срочно легализуюсь - решил я!
Далее расскажу как я это проходил.
Кстати, немного о легализации в Черногории
Легализация по сути Вам нужна если Вы планируете жить и официально работать в Черногории длительный срок. Самое простое и на мой взгляд верное решение это открыть фирму и по ней получить ВНЖ. Почему этот вариант? Все просто, Вы получаете соц.пакет где можете претендовать на бесплатную медицину, устроить детей в школу, не визаранить и получать детское пособие в конце концов. Открытие фирмы на момент моего приезда стоило от 1100 евро на мою семью из 4-х человек (я как ген. директор и моя семья по программе воссоединения). Естественно если бы я делал всё сам, то это стоило бы мне дешевле, но для этого нужен был язык и знания где и что делать. К слову сейчас на момент написания этой статьи, люди уезжающие из Черногории отдают свои фирмы бесплатно, только платите за переоформление и налоги, а дальше получайте ВНЖ...
И вот моя первая ошибка - я вложил почти все деньги в неоффициальный бизнес и параллельно занимался открытием фирмы для получения ВНЖ для его легализации. Поспешил, да, не моё это просто так сидеть без дела. Как оказалось впоследствии, путь легализации занял у меня почти 6 месяцев. Почему так долго? Отвечу:
Открытие фирмы:
1. Сбор и подготовка документов
2. Заверение у нотариуса и переводчика
3. Регистрации в контролирующих органах
И это не весь список, но в моём случае был отказ в регистрации фирмы из за названия, что отбросило меня еще на 1.5 месяца. Наконец мне открыли фирму и я мог перейти к следующему этапу!
Получение ВНЖ:
1. Сбор документов
2. Подготовка переводов
3. Оплата всех пошлин
4. Заверение договора аренды жилья у нотариуса
5. Подача документов (важно сразу всей семьи, если так запланировано)
Тут мы потеряли 2 месяца из-за наплыва желающих и не только из РФ.
Далее на пути легализации суши бара мне нужно было на основании полученного ВНЖ открыть счет в местном банке на фирму и для себя. И опять это заняло порядка 2-х недель т.к. никто не собирался открывать мне счет на основании моего ВНЖ.
Параллельно этим процессам я продолжал вести свой бизнес, и не мог позволить ему простаивать. Мне было важно настроить всё таким образом, чтобы был качественный продукт, довольный клиент, сервис, о котором я скучаю и, как следствие, рост среднего чека.
В итоге мы наладили процесс таким образом, что в случае замены повара качество продукта не менялось, заказ был доставлен точно в срок и до дверей, а клиенты не стеснялись брать больше и средний чек уже был 45 евро. Это было межсезонье, когда конкуренции почти не было, а отток клиентов в другие страны ещё не начался.
Приближался сезон, конкурентов становилось всё больше, клиенты начали миграцию туда, где дешевле и комфортнее жить. Мне пришлось сократить штат до одного повара плюс помощника повара, я убрал курьера и стал сам развозить заказы, не стесняясь собирать обратную связь. В первую очередь я переживал за качество, ведь нужно было держать наш уровень, глядя на растущую конкуренцию. В какой то момент мы насчитали 15 доставок на наш небольшой курортный город, начался демпинг цен, а обязательные расходы на аренду, ФОТ и закупки продуктов оставались прежними.
Количество заказов стало снижаться. На момент открытия счета в банке для легализации, бизнес с уже трудом выходил в ноль. Вся надежда была на сезон, и это была ошибка - важно планировать и закладывать риски так, чтобы бизнес мог работать круглый год а сезон был как дополнительный бонус. Хотя многие кафе тут и открываются только на три месяца сезона, потом весь год стоят закрытыми, это местный подход к ведению бизнеса мне он не подходил. Ребята в команде понимали что нам нужен некий рывок, предлагали свои идеи, добавляли новые блюда в меню, работали в ночную смену, переживали за дело. Но и это не сильно помогало. Нужно было срочно открываться на вход!
Начало сезона
И вот наступает открытие долгожданного сезона, тут это прям событие с парадом и праздничным салютом. Мы все ждали этого открытия как будто на следующий день заказы полетят, как письма счастья. И конечно же этого не случилось. Передав ведение фирмы бухгалтеру, оплатив все налоги, я побежал к нотариусу с владельцем помещения заключать договор аренды. Это был следующий шаг к легализации бизнеса. Договор мы заключили до конца года по просьбе владельца и это была очередная ошибка, всегда для аренды помещения для бизнеса, договор нужно заключать минимум на три года тем более в Черногории. Почему? Все просто: лицензия дается на срок аренды, пока Вы получите все документы и разрешения еще пройдет 2-3 месяца, не говоря уже про «капризы жены владельца» из-за чего условия по оплате могут просто измениться к концу срока договора. Плюс нам нужно было сделать небольшие работы по обустройству помещения к открытию и «посадки гостей», что также нужно было зафиксировать перед владельцем.
Например, расскажу про один случай когда ребята открывали тут кофейню, сделали ремонт в помещении, купили оборудование, заключили все договора с поставщиками, запустили свой бизнес, а владелец помещения увидев как хорошо все работает просто не стал продлевать договор аренды, в итоге ребята оказались на улице со своим оборудованием, а владелец помещения просто открылся так же кофейней из расчета что все уже готово, стой и зарабатывай. Конечно клиенты быстро исчезли т.к. качество изменилось, ребята открылись в другом месте а владелец после этого долго ещё пытался найти новых арендаторов. Но сам факт что такое возможно, нужно учитывать как риски.
Получив договор аренды, счет на фирму в банке, заключив договора с поставщиками, передав ведение фирмы опытным бухгалтерам, я был готов идти в Општину (местную администрацию) для подачи документов для получения лицензии и разрешений. Но тут подошёл черёд моего финансового краха.
Несмотря на сезон, наши усилия, акции для клиентов, ночные доставки, сокращения персонала до одного повара и меня как курьера, заказов становилось всё меньше, а ведь до открытия кафе оставалось рукой подать. Я принялся искать инвестора, разработал бизнес план, исходя из которого нужно было вложить в бизнес определённую сумму тысяч евро, и в конкретные сроки, сделав ремонт, докупив оборудование и получив все необходимые документы, мы открываемся на вход для клиентов что даёт нам прирост в трафике.
Мой прогноз по окупаемости инвестиций был 1.5 - 2 года, что было средним показателем для суши бара исходя из опыта других локаций. Как оказалось, самое сложное было найти того инвестора, который подойдёт бизнесу, «заразится» и поверит в идею как сделал это я! Некоторые говорили, что это Балканы и тут невозможно вести бизнес, другие хотели по итогам получить 50% компании и всего дохода, третьи как можно скорее вернуть все вложенные деньги. Для себя я решил что лучше мне сейчас зафиксировать все убытки, пробовать продать всё на этом этапе, чем дальше я буду находится под влиянием инвестора и вести бизнес уже из под палки. Это моё дело и я за него отвечаю. Перед клиентом, перед сотрудниками, перед собой. Для меня важно, чтобы люди, которые работают со мной, получали положительную энергетику от дела, это основа успешного бизнеса. Так считаю.
Сезон прошёл, до конца года оставалось три месяца, а значит и договор аренды и лицензию на работу кафе нужно будет делать заново. При этом мы ещё не открылись. С потенциальным инвестором мы так и не договорились и я принял решение продавать все как есть. Конечно теперь в роли продавца я для себя понял какие ошибки я совершил купив то что было год назад. Просто идею в красивой упаковке. Получи тогда я верный совет, изучи я опыт других, возможно, и не занялся подобным, но случилось как случилось. Продажа была не быстрой, помещение простаивало, за аренду нужно было платить и я постепенно уходил «в минус»
Наконец, поговорив с владельцем мы решили искать нового арендатора, и чем быстрее, тем лучше. Этот вопрос занял буквально один день, локация у места была отличная, проходная и мне удалось договориться отдать помещение вместе с оборудованием и техникой. Договор аренды мы расторгли и фирма превратилась в нулёвку. Разумеется часть денег мне удалось вернуть, и я считаю, что поступил правильно. У меня не осталось долгов по налогам, зарплатам и закупкам.
Итог
Я никого не обвиняю в этой статье и не оправдываюсь. Я хочу поделиться своим опытом, который стоил мне моих сбережений, времени, сил и который возможно поможет Вам сохранить свои. Оглядываясь теперь на всё что было, я понимаю, что не будь этого опыта, не увидел бы я жизнь в чужой стране с того ракурса, про который всегда думаешь «как круто иметь свое дело где-нибудь в Европе и зарабатывать в евро». Да, это было интересно, это дало мне новых знакомых и друзей, это дало понимание как и что нужно правильно делать, с чего начинать и к чему стремиться.
Сейчас, глядя на то как много открывается новых мест в нашем курортном городе, я с искренне делюсь с ними своим опытом. Хорошие люди открывают разные пространства, кафе, бары, для того что бы было лучше и комфортнее тут находится. Я переживаю за те трудности, с которыми ребятам приходится сталкиваться. Проверки, поборы, быстро меняющиеся законы и т.д. Возможно, я тоже смогу довести своё дело до конца, возможно напишу об этом.
Конец)
Друзья, поделитесь своим опытом в открытии бизнеса за рубежом! Задавайте вопросы про инвестирование в Черногории или Европе, получению ВНЖ или открытию фирмы, покупке или аренде недвижимости. Мы всегда готовы помочь, подсказать (или отговорить🙂)
Оценивайте статью, если она Вам понравилось, а также подписывайтесь на наше сообщество в ВК - https://vk.com/montecrew
Спасибо за уделённое время. Пока!