В июне 1987 года в Институт электросварки имени Евгения Патона прибыла делегация Уралвагонзавода. Почетные ветераны, работавшие на сварочных автоматах в годы войны, молодые сварщики, сотрудники музея. Три дня командировки оказались насыщенными встречами с директором Борисом Патоном и молодыми учеными института, пригласившими тагильчан на традиционное мероприятие – «Посвящение в патоновцы».
На торжестве слово взял ветеран УВЗ Петр Французов. Обращаясь к молодым специалистам, он держался просто и с достоинством, говорил красиво, со знанием дела. Сварщик покорил публику своей искренностью и тонким чувством юмора. Настоящий рабочий-аристократ! Как человеку с семью классами средней школы удалось быть на одной волне с учеными мужами?
Петр Иванович родился 6 января 1927 года в деревне Юрино Калининской области, в семье крестьян. Согласно семейной легенде, фамилия Французов происходит от прозвища «француз». Она появилась во время войны 1812 года, когда предок Петра Ивановича вместе с односельчанами партизанил против вражеских отрядов… А в Великую Отечественную жители деревни Юрино, как и вся Калининская область, с октября 1941-го по февраль 1942 года пережили ужасы фашистской оккупации. После освобождения территории подростки 1925–1927 годов рождения стали солдатами трудового фронта. Петр Французов получил повестку 18 июля 1942 года.
Начало трудового пути
Долгая дорога на Урал – и пятнадцатилетний Петр – ученик школы ФЗО № 12. В январе 1943 года Французов стал работником бронекорпусного производства Уральского танкового завода. Цех 760, в котором Петру предстояло работать автосварщиком, занимался сборкой и частичной сваркой узлов корпуса и башни танка Т-34. В предшествующем 1942 году в цехе были внедрены приспособления для сборки и сварки деталей носа корпуса, бортов, подкрылка и других деталей, что снизило трудоемкость изготовления танковых узлов.
Французов стал участником еще более важных нововведений в цехе: перевода всех производственных операций на поток. Петр в числе 46 рабочих начал трудиться на первой поточной линии – сборки и сварки носового узла. Она была особенной: это был не просто поток, а полностью механизированный конвейер. Он передвигался через каждые 44 минуты. Процесс сборки и сварки состоял из 15 равных по трудоемкости операций.
Понимал ли Французов и другие подростки, что они оказались на переднем крае науки и производства? Вот как описывал их труд директор Института электросварки Евгений Патон: «Юноши работали главным образом на сварке узлов носа, на сварке шахтных труб и на конвейере… Мальчишки подходили к автоматам с солидным видом, сразу же обнаруживали в них сходство с какой-нибудь ранее знакомой машиной, обязательно вносили «рационализаторские предложения» или даже наводили критику. Своей специальностью они гордились чрезвычайно и сверху вниз смотрели на старых, опытных ручных сварщиков: «У нас техника, а у вас что?» Первое время им приходилось очень трудно, но они вели себя храбро и гордо. Задание они всегда значительно перевыполняли. Среди этой молодежи, относившейся к своему труду со взрослой серьезностью и юношеским энтузиазмом, знаниями, дисциплиной и культурой поведения выделялись воспитанники ремесленных училищ. Наши инструкторы горячо любили ребят, а те платили им взаимностью. Дружба эта дала свои большие результаты – полудетские руки прекрасно справлялись с выпуском грозного оружия для родной Красной армии».
Мастер вагоносборочного производства
В мае 1945 года в трудовой книжке Петра Французова появилась запись: «за самоотверженный и безграничный труд, проявленный в период Великой Отечественной войны, объявлена благодарность». В конце 1940-х – начале 1950-х годов опыт производства танков – автоматическая сварка и организация поточных линий – начал активно использоваться в вагоностроении. Заводские технологи внедряли автосварку под флюсом на основных узлах полувагона, повышали качество сварных вагонных конструкций. Опытные рабочие были нужны как воздух. И Французов стал мастером вагоносборочного производства. Там и трудился до выхода на пенсию в 1995 году. Работая в цехах 320, 330, 340, освоил профессии электросварщика на автоматической машине, наладчика, стропальщика. Петр Иванович стал свидетелем того, как на заводе совершенствовались сварочные технологии и менялась сварочная техника.
В середине 1950-х годов на УВЗ был внедрен новый способ изготовления массового узла – крышки люка полувагона. Для этого были организованы восемь поточных линий с широким применением автоматической сварки под флюсом. Петр Иванович, трудившийся на одной из линий, неизменно сдавал узлы с первого предъявления.
Ударник коммунистического труда
Уже через десять лет на заводе успешно эксплуатировались двенадцать поточно-механизированных линий по изготовлению крышек люков с применением контактной точечной сварки. Каждая машина ставила на крышке 160 точек. Все операции по перемещению деталей и узлов были механизированы. Французов и его товарищи, освоившие новый вид сварки, сразу оценили ее преимущества: удобные в эксплуатации машины при работе выделяли гораздо меньше токсичных газов. В мае 1962 года Французову присвоено звание «Ударник коммунистического труда». В апреле 1964 года его имя было занесено в книгу Славы Уралвагонзавода, а в марте 1974 года сварщика наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Реконструкция в 1970-х годах привела к созданию на УВЗ вагоносборочного комплекса, не имеющего аналогов в мире. Механизированное крупносерийное производство располагало тремя сборочными конвейерами для выпуска цельнометаллических полувагонов. В цехах стали действовать 142 конвейерные, механизированные и поточные линии, 700 единиц оборудования. Петр Французов в этот период регулярно выступал с рацпредложениями, внося свой вклад в улучшение условий труда сварщиков. Активно включился в движение за экономию флюса и проволоки. Свой богатый трудовой опыт Петр Иванович щедро передавал молодежи, обучив профессии сварщика 36 человек. В 1979 году Французову присвоено почетное звание «Заслуженный уралвагонзаводец».
Достойный трудовой путь: от деревенского подростка, учившегося варить танковую броню, до высококвалифицированного сварщика, легко осваивавшего новые сварочные технологии. Завод выучил Французова, дал силу, слепил его судьбу. Петр Иванович стал опорой, гордостью и душой завода. Как сообщающиеся сосуды, вместе навсегда. Не в этом ли истоки аристократизма Петра Французова?
Текст: Оксана Серебрякова, сотрудник Выставочного комплекса Уралвагонзавода
Фото: из архива музея