В Петербурге на 52 метра подвинули двухэтажный корпус Императорского воспитательного дома на набережной Черной речки.
В практике советского строительства передвижение полноценных построек – не редкость с 1930-х годов. В последние десятилетия, начиная с 2000-х, к этому способу сохранения более старых построек с учетом новых градостроительных задач не прибегают.
Мы обратили внимание на эту технологию сохранения исторических объектов – советуем не пренебрегать ею в пользу сноса в случаях проектирования новых объектов в сложившейся застройке.
Передвинутый в Петербурге дом – здание начала XX века. Интересно то, что КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) не признал его памятником, но оно имеет статус «исторического» здания, и охраняется.
Для застройщика City Solutions, который планирует на набережной Черной речки строительство нового жилого комплекса бизнес-класса «Министр» (срок сдачи — IV квартал 2025 г.), данное здание выступает в роли обременения.
Была задача – сохранить здание (набережная Черной речки, 1). И ее решили, не устраивая скандальных экспертиз по уточнению статуса ценности здания. Последнее время Петербург и так славится конфликтами с градозащитниками в связи со сносами старых зданий.
Дом весом 3200 тонн «проехался» на роликовой системе со скоростью 4 см/мин. Здание переместили на 7 м на запад, а затем на 45 м на юг (ближе к Выборгской набережной). Технология известна еще с 30-х годов XX века и использовалась в Москве при расширении Тверской и других улиц.
В начале января 2024 года – это одна из самых обсуждаемых новостей в строительной отрасли в Петербурге.
Интересно, что дом не являлся каким-то очень спорным в плане охраны объектом. Однако на фоне обострения в Петербурге противоречий вокруг сноса исторических объектов застройщик принял вызывающее уважение решение, вложившись в достаточно дорогостоящую технологию и сохранив здание, не имея в этом никакой прямой финансовой выгоды, кроме репутационной. Таким образом, было доказано, что можно работать с наследием в том числе и так. Этот перенос широко обсуждается в СМИ – ведь в Санкт-Петербурге здания до сих пор никто не передвигал.
Перенос Императорского воспитательного дома происходил в несколько этапов. Это сложный и дорогостоящий процесс.
В мировой практике используется несколько иная технология. Но она слишком дорогая – измеряется полумиллиардными бюджетами. Строители в Петербурге применили значительно более дешевую советскую технологию передвижения зданий. В перенос корпуса Императорского воспитательного дома инвестировали около 100 млн рублей.
В City Solutions рассказали о процессе.
На первом этапе внешний фасад здания был укреплен металлической арматурой. Под зданием и в подвале были смонтированы две железобетонные плиты толщиной 300 мм. Верхняя плита, связанная с внешней обвязкой дома специальными балками — ребрами жесткости — во время переезда служила опорой для здания и принимала на себя его вес.
К этой плите по периметру были прикреплены около 50 домкратов, несущей способностью более 150 тонн. На нижнюю плиту, установленную на грунт, опирались домкраты. С помощью домкратов приподнимали верхнюю плиту с домом. После этого конструкция была установлена на роликову систему, по которой дом «перекатился» с одного места на другое, где был подготовлен новый заранее возведенный фундамент.
Специалисты из ООО «Липгарт архитектс», которое на первоначальном этапе занималось проектированием нового комплекса, официально выступают за возрождение методов «переноса» исторических домов вместо практики сноса. Хотя, безусловно, снос «мешающего» здания на сегодняшний день самый дешевый способ решения проблемы. Именно по этой причине застройщики и инвесторы не стремятся прибегать к переносу.
Московский опыт 1930-х годов служит надежной технической базой для этого. Подхватившее дальнейший процесс проектирования ООО «Интерколумниум» не отказались от метода и заложили его в свой проект.
Существует несколько технологий, используемых для перемещения зданий, включая использование гидравлических систем, специальных транспортных средств и кранов. Процесс перемещения зданий требует тщательного планирования, инженерных расчетов и соблюдения строгих стандартов безопасности.
Перемещение зданий и массивных объектов практиковалось еще в древности и в средние века. Например, 1586 году в Риме передвинули на 325 метров обелиск императора Калигулы массой 325 тонн и высотой 27 метров. Работы по перемещению обелиска на новое место были выполнены архитектором и инженером Доминико Фонтане.
Во все времена такие работы отличались уникальностью – требовались индивидуальный подход и решения, расчеты, специфическая организация труда, большое количество рабочей силы. В основе методов перемещения использовались, как правило, катучие опоры, которые обеспечивали снижение нагрузок при перемещении грузов в результате перехода от сил трения скольжения на трение качения.
Сегодня в этой технологии задействована система гидравлических домкратов, использование направляющих в виде металлических рельс, обвязочных поясов из стального профиля.
С экономической точки зрения целесообразность передвижки зданий оценивается с точки зрения ценности, сохранности, технического состояния объектов.
В Москве 1930-х годов массовая передвижка зданий сначала отрабатывалась на малоэтажных зданиях, а затем ее стали использовать на переносе многоэтажных зданий. Опыт показал, что здание может быть передвинуто без нарушения режима его работы, без выселения жильцов, без остановки работы администрации учреждений и даже больниц.
До осуществления цикла передвижки зданий сначала производится детальный инструментальный контроль технического состояния наружных и внутренних стен, перекрытий и других несменяемых конструктивных элементов.
Проекты разбиваются на несколько стадий. Подготовительный период: отделение здания от фундамента и устройство обвязочных балок, затем устройство путей перемещения и, наконец, непосредственное перемещение и установка здания на новый фундамент.
Каждый из перечисленных циклов требует детального расчета несущей способности вспомогательных элементов, осадки основания, подбора средств механизации, режима перемещения, потребности в материалах, рабочей силе, специальных приспособлениях, инвентаре и т.п.
Наиболее простым решением является передвижка здания по прямой. В реальности случаются более сложные траектории, что усложняет и удорожает процесс передвижки зданий.
Принципиальная конструктивно-технологическая схема передвижения зданий включает обвязочный пояс, создаваемый по периметру всех стеновых элементов, ходовые балки, рельсы, стальные катки, располагаемые между ходовыми балками и рельсами. Рельсы размещаются на шпалах и бетонной подготовке.
С развитием техники и технологии стали использоваться платформенные конструкции, снабженные стационарными роликовыми опорами, а также системой гидравлических домкратов.
Сегодня к процессу перемещения с помощью гидравлических домкратов подключается использование программного управления. Применение системы датчиков давления, перемещений, скорости и других параметров позволяет организовать дистанционный контроль и управление технологическим процессом перемещения.
Европейская и американская система передвижки зданий использует несколько иные методы.
Дом окапывают траншеей для обнажения фундамента, отделяют от него и сквозь подвальное помещение в здание заводят мощные двутавровые балки (типа рандбалок). Они станут основой прочной рамы. Далее здание поднимают с помощью гидравлических домкратов и подводят под него колесные тележки, которые упираются в железные балки, принимая вес здания на себя. Далее начинается транспортировка на буксире. Иногда, если здание не очень большое, вместо тележек под него подводят специальный грузовик с огромной платформой, на котором и осуществляется транспортировка.
Основные принципы методик едины для всех случаев, но есть варианты, которые инженеры рассчитывают индивидуально в каждом отдельно взятом случае.