Найти тему

Кольцевые эксперименты

Оглавление

Рассказываем об Экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ

В московском районе Южное Бутово есть необычное сооружение — железнодорожное кольцо, внутри которого расположена деревня Новокурьяново. Экспериментальное кольцо построили в 1932 году для испытаний подвижного состава. С той же целью его используют и сегодня.

Пути кольца. ВНИИЖТ. ГАЗОТУРБОВОЗ ГТ1 НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ МОТОРНОМ ТОПЛИВЕ СПГ, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91416507
Пути кольца. ВНИИЖТ. ГАЗОТУРБОВОЗ ГТ1 НА АЛЬТЕРНАТИВНОМ МОТОРНОМ ТОПЛИВЕ СПГ, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91416507

Устройство

Кольца на самом деле три. Длина первого — 6 километров, оно расположено на ровной местности и имеет постоянную кривизну. Второе и третье кольцо строили позже — в 1958–1959 годах — внутри главного. Длина каждого из них составляет 5,7 километра, у них есть прямые вставки, кривые переменного радиуса и уклоны.

На первом кольце составы могут разгоняться до 120 км/ч, а на двух других — до 70 км/ч. Также в комплекс входят локомотивное депо, тяговая подстанция, мастерские и лабораторные помещения. Вместе с кольцевыми и подъездными путями, а также хордами и испытательными участками длина путей составляет порядка 42 км.

-2

Проверим всё!

С момента появления Экспериментального кольца на нём проверяли все новые модели подвижного состава, а также разнообразные системы и устройства. С помощью этих испытаний учёные могли оценивать соответствие новых машин техническим требованиям и прогнозировать, как они поведут себя в долгой работе.

-3

Сразу после открытия полигон назывался Опытным кольцом Института реконструкции тяги Народного комиссариата путей сообщения. Сначала здесь испытывали локомотивы, первым стал паровоз ЭМО 710-53, а затем тепловоз ЭЭЛ14. Затем на кольце стали проверять автосцепные устройства и тормозные колодки, изучать воздействие локомотивов на путь, чтобы повысить безопасность движения.

После электрификации кольца здесь проходили испытания электровозы постоянного тока, первыми стали ВЛ19-17 и С11-18. Позже тут проверяли и серийный магистральный электровоз переменного тока ВЛ60…

ВЛ60К−1825, станция Красноярск. Aviateur. http://trainpix.org/photo/991, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47450913
ВЛ60К−1825, станция Красноярск. Aviateur. http://trainpix.org/photo/991, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47450913

Всего на Экспериментальном кольце испытали огромное количество локомотивов. В 1993 году на полигоне побывал знаменитый тепловоз ТЭП80, установивший скоростной рекорд между Санкт-Петербургом и Москвой — 271 км/ч. Здесь же испытывали "Сапсаны" и "Аллегро".

Дизельный локомотив ТЭП80
Дизельный локомотив ТЭП80

Не только испытания

Работает кольцо и сегодня. На нём не только проводят многочисленные испытания, но и снимают кино. Специально для этого построили макет железнодорожной станции. Он установлен на крыше здания электрической централизации и носит название "Кошкин дом". Но и это не вся культурная программа кольца. Периодически здесь проходят выставки железнодорожной техники и демонстрационные поездки составов.

-6