Очень часто, да практически всегда, после покупки цифрового зеркального/беззеркального фотоаппарата в комплекте со штатным (китовым) объективом через какое-то время хочется «чего-то большего». Кажется, что комплектный объектив не позволяет снять ТО и ТАК, как ХОТЕЛОСЬ автору. В получаемой картинке не хватает эмоций, жизни, света, воздушности, объема…
Самый простой способ получить все то, чего так не достает человеку с фотоаппаратом, видится в покупке иного, некомплектного стекла, как у Васи, вещающего из экрана.
А «Васи» все как один восхваляют объективы с фиксированным эквивалентным фокусным расстоянием 50мм (фикс – объектив) и диафрагмой 1:1.2, 1:1.4, ну хотя бы 1:1.8. Чуть реже нахваливают объективы с фиксированным фокусным расстоянием 35мм, но это практически всегда касается использования объективов 35мм на «кроп» - камерах, вследствие приблизительного соответствия угла зрения 50мм на полном кадре и 35мм на камерах с матрицами APS-C.
И «горячие головы» бегут в магазины за объективами, творящими волшебство. Кто-то действительно его, это самое волшебство, в 50мм (35мм) находит. Но здесь очень важно понять, что сам по себе «фикс» объектив 50мм при установке его на камеру не сможет полноценно заменить ваш комплектный «темно-зум». С установленным «полтинником» камера теряет универсальность ее применения, в сравнении с установленным стандартным комплектным «зум» 18-55мм, 18-105мм и пр.
Комплектный объектив с переменным фокусным расстоянием от «широкого угла» до «теле-фото» тем и хорош, что с ним возможно экспериментировать, есть возможность съемки в различных жанрах, можно использовать его именно как «универсальное» стекло на каждый день, для съемок семьи, поездок на отдых и пр.. С «фиксом» 50мм все вышеперечисленное, кроме поясных и ростовых портретов, сделать будет несколько труднее, а что-то и очень труднее, особенно новичку, особенно на «кроп» камере, особенно в тесном помещении. Это нужно учитывать.
И увещевания «говорящих голов» из экрана о том, что великие фотографы создавали свои шедевры в большинстве своем на объективы с постоянным фокусным расстоянием 35мм, 50мм стоят не многого. Да, снимали. Но не только лишь на 35мм и 50мм, снимались шедевры и на иных фокусных расстояниях. Это - во-первых. Во времена пленочной черно – белой фотографии объективы с фокусным расстоянием, близким к 50мм, в силу простоты своей оптической схемы и соответственно дешевизны в производстве, были самыми распространёнными, они были комплектными объективами (т.е. как сейчас комплектные "китовые" 18-55мм и им подобные, которые часть фотографов считают не более, чем «затычками»). Это – во-вторых. Когда-то, во времена создания части шедевров компактных объективов с переменным фокусным расстоянием просто не существовало. Это – в-третьих. Во времена пленочной фотографии большая светосила объективов была жизненно необходима для съемки динамичных сюжетов, съемки при недостаточной освещенности. Добиться большой светосилы опять же было оптически и технологически проще в объективах с фокусным расстоянием 50мм. Это - в-четвертых. Опять же - большая светосила объектива - не средство от всех бед фотографа. Для обеспечения необходимой глубины резкости в любительских пейзажных съемках зачастую требуется прикрытая диафрагма до таких значений как 5,6 и даже 8-11.
Нисколько не стараюсь принизить свойства «фиксов» 50мм (35мм). Хочу всего лишь указать на то, что объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 50мм не панацея, и не «супер – пупер» объектив. И когда кто – то говорит, что после установки его на «тушку» больше его и не снимает с нее – это или не правда, или у него просто в данный момент времени нет другого «стекла» 😉, или же данный человек снимает только поясные, ростовые портреты (что уже не позволяет назвать данный объектив универсальным).
«Полтинник» (объектив с фиксированным эквивалентным фокусным расстоянием 50мм, или около того) действительно может снять многое. Им теоретически можно снимать «макро» с использованием макро-колец, но специализированные объективы сделают данную работу намного лучше. Им можно снимать пейзаж, но далеко не всё в пейзаже получится им снять. Зачастую с данным объективом в пейзажной съемке будет либо «тесно» (снимаемая сцена не помещается в кадр и панорамирование не всегда спасает), либо «далеко» - в пейзажной, как и в портретной съемке очень приветствуются фокусные расстояния 70-200мм и более.
Новичок покупает «полтинник» в надежде на быстрый, «читерский» способ качественного роста получаемых фотографий не осознавая, что объектив с фокусным расстоянием 50мм не сделает его фотографии шедеврами. Да, фотографии станут более «воздушными», в них появится тот самый «объем», размытие заднего плана (зона нерезкости, боке). Но данные эффекты применимы далеко не везде, мода на «боке» постепенно проходит, для пейзажа вообще малоприменимы съемки на открытой диафрагме. Стоит заметить, что снимать на диафрагмах 1.2, 1.4, 1.8 не так уж и просто. Получаемая глубина резкости при поясных и ростовых портретах может составлять от 2 см. И в таких ситуациях любое шевеление фотографа с камерой или же модели приведет к неправильной фокусировке – на кончике носа или ушах модели вместо ее глаз 😉. В результате куча бракованных снимков, но с очень размыты фоном. При прикрытии диафрагмы до значений от 3.5 и далее с целью увеличения получаемой глубины резкости различия в получаемых новичками бытовых съемках семьи и цветочков в сравнении с китовым объективом 18-55мм становятся менее заметны.
В результате объективами с постоянным фокусным расстоянием 50мм в состоянии «практически новый», завалены торговые площадки типа АВИТО и пр. И «говорящие головы» вещают, что данных объективов на торговых площадках много потому, что они мега-популярные. И да и нет. Их много потому, что в большинстве своем покупаются объективы «полтинники» еще малоопытными фотографами – любителями, которые толком то и не понимают, что с данным «нахваленным» и «намоленным» объективом делать (насмотрелись на советы вещателей из интернет-пространства), а после пары-тройки (десяти) съемок выставляют на продажу за половину стоимости нового. Перепродают практически новыми, в коробочках, со всеми чеками, свидетельствующими о том, что покупался он в действующем календарном году и даже квартале 😉.