Тепловые зазоры клапанов двигателя автомобиля, в силу стечения разных обстоятельств, могут быть меньше, либо больше нормы. И это, в любом случае, негативно отражается на его работе. Так является значительной неисправностью, влияющей на все режимы его работы.
На примере двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся как самостоятельно понять, что нужно регулировать клапана.
Для этого посмотрим как работает двигатель если зазоры в норме, как работает если меньше нормы (клапана зажаты) и как если они больше нормы.
Исходя из перечисленных признаком можно будет самостоятельно определить нужна клапанам регулировка или нет.
Полную (оригинальную) версию смотри на нашем сайте twokarburators.ru - "Как понять, что нужно регулировать клапана двигателя?".
1. Когда тепловые зазоры клапанов двигателя автомобиля в норме.
Тепловые зазоры в клапанном механизме двигателей 2108, 21081, 21083, 2111: впускные - 0,15-0,25, выпускные - 0,30-0,40 мм. Если они соответствуют этой норме, то двигатель автомобиля ровно, мягко и довольно тихо работает на холостом ходу (шелестит). При работе под его клапанной крышкой нет посторонних звуков, а так же не наблюдается хлопков в глушитель или карбюратор.
Двигатель при этом стабильно запускается, быстро разгоняет автомобиль (с явно ощутимым подхватом) и хорошо тянет на оборотах во время движения. Отличительная особенность исправного двигателя 21083 - это его способность ускорить автомобиль при движении на высоких оборотах, когда кажется, что лимит мощности уже исчерпан. При нормальных зазорах клапанов такой эффект вполне достижим.
2. Когда тепловые зазоры клапанов ниже нормы (клапана зажаты).
В таком случае тарелка клапана с маленьким тепловым зазором по мере прогрева двигателя будет неплотно прижиматься к своему седлу в головке блока, так как стержень клапана подвергается тепловому расширению и удлиняется. Это может привести к обгоранию и разрушению кромки тарелки и ее посадочного гнезда в головке. Клапан прогорает.
Помимо этого появившийся зазор между тарелкой клапана и седлом в головке приводит к потере герметичности камеры сгорания. А наличие в ней определенного давления в конце такта сжатия (компрессия) - одно из условий эффективного горения топливной смеси и получения от двигателя максимальной отдачи. Зависимость тут простая - падает компрессия - падает мощность двигателя.
Отсюда целый ряд неисправностей в работе двигателя, которые свидетельствуют, что зазор клапанов слишком мал.
Двигатель троит на холостом ходу
Если к плохому поджигу и горению смеси добавить разброс в величине компрессии для цилиндров, то двигатель троит на холостом ходу, а в особо запущенных случаях может время от времени пытаться заглохнуть. Отрегулировать и стабилизировать холостой ход винтами "качества" и "количества" карбюратора не удается.
Появляются выстрелы в карбюратор
Если зажат впускной клапан и зазор у его тарелки большой, то возможен выброс горящей топливной смеси во впускной коллектор двигателя и карбюратор. Все это сопровождается холопками и даже выстрелами, пугающими прохожих, пассажиров и самого водителя.
Появляются выстрелы в глушитель
Аналогичные хлопки и выстрелы могут производится в выпускной коллектор двигателя и глушитель автомобиля, так как в случае зажатого выпускного клапана через зазор у его тарелки горящая топливная смесь будет выбрасываться.
Провалы и рывки при нажатии на педаль газа
Работающие через раз цилиндры двигателя не дадут в полной мере обеспечить разгон автомобиля при нажатии на педаль газа. В ответ водитель получит провалы и рывки, а не подхват.
Падение мощности и приемистости двигателя автомобиля
Низкая компрессия в цилиндрах по причине зажатых клапанов, как уже отмечалось ранее, не позволит получить от двигателя желаемую мощность и приемистость, так как топливная смесь в камерах сгорания будет гореть не эффективно (из за низкого давления), и даже иногда не поджигаться вовсе (пропуски зажигания).
3. Когда тепловые зазоры клапанов выше нормы (слишком большие).
Если тепловые зазоры клапанов выше нормы, то это влияет на работу двигателя автомобиля следующим образом.
Начинают стучать клапана
Частый металлический дробный стук под клапанной крышкой во время работы двигателя на холостом ходу - признак наступивших проблем с клапанами. В большинстве случаев стук клапанов появляется при увеличенных тепловых зазорах между торцом стержня клапана и толкателем. Происходит это либо из-за неправильной регулировки теплового зазора, либо от стирания торцов клапанов на двигателях с большим пробегом или с плохим маслом. Стучать могут как все (или почти все) клапана, так и один или пара.
Иногда клапан начинает стучать если он погнут и подвисает в направляющей втулке. В таком случае наверняка придется снимать и разбирать головку блока чтобы заменить его.
Практически всегда стук клапанов сопровождается неустойчивыми оборотами холостого хода и снижением мощности и приемистости двигателя, так как ухудшается наполняемость и вентиляция камер сгорания из-за уменьшения зазора между тарелкой и седлом клапана.
В ряде случаев за стук клапанов можно принять металлический частый звук от детонации в камерах сгорания двигателя ("пальцы" стучат).
Двигатель троит на холостом ходу
Если тепловые зазоры клапанов слишком велики, клапан не до конца открывается, зазор между тарелкой клапана и посадочным гнездом в головке блока уменьшается, наполняемость и вентиляция камер сгорания ухудшается. Создается ситуация, когда и поджигать бывает особо не чего (заряд топливной смеси, попавший в камеру сгорания слишком мал), вдобавок газы от горения удаляются плохо и нарушают состав смеси. Начинаются перебои в работе двигателя, цилиндры, то работают, то нет. Двигатель троит, теряет мощность и приемистость, обороты холостого хода не удается отрегулировать вращением винтов "качества" и "количества" карбюратора.
Двигатель не тянет при движении и разгоне автомобиля
Так как наполняемость камер сгорания ухудшается, снижается эффективность горения топливной смеси. Мощность и приемистость двигателя падает. Водитель не чувствует былого резвого подхвата при нажатии на педаль газа, двигатель не тянет.
Таким образом, обнаружив хотя бы один из перечисленных признаков, можно смело проводить проверку проверку тепловых зазоров клапанов, а в случае необходимости и их регулировку регулировку.
Примечания и дополнения
- Предварительную оценку состояния клапанного механизма двигателя автомобиля можно сделать проведя измерение компрессии или специальную без разборную проверку.
Добро пожаловать на наш новый канал MATEMUROK. Здесь все что нужно по школьной (и не только) математике, алгебре и геометрии. Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, контрольным и самостоятельным. Разбираем темы и задания. Решаем задачи и примеры. Материал изложен просто и доступно. Много обучающих понятных видео.