Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
В январе 2024 года в хранилище фондов АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль) продолжилась работа над оцифровкой фондовых материалов, связанных с историей джазовой сцены в России. Идёт оцифровка архива джазового активиста Ростислава Винарова (1934-2011), который в 1960-е годы сыграл важную роль в организации джазовых клубов и джазовых фестивалей в Москве.
«Люди за сценой», которые сами джаз не играют, но обеспечивают условия для его развития, важны были в любом джазовом сообществе: и в американском, и в советском. Но если в США это были в основном продюсеры — частники, которые рисковали собственными средствами, организуя запись пластинок или проводя джазовые фестивали, — то в силу особых условий существования советской джазовой сцены в СССР ими зачастую оказывались люди совсем других занятий.
Ростислав Винаров в 1963-68 гг. курировал московское джазовое движение как внештатный инструктор Московского городского комитета комсомола (МГК ВЛКСМ). Джаз тогда считался молодёжной музыкой, и надзор за ним руководство правящей партии в начале 1960-х гг. поручило именно молодёжной коммунистической организации.
Винаров был членом совета флагманского джаз-клуба советской столицы — «Кафе Молодёжное» на улице Горького, участвовал в организации «Романтиков» и других, как это тогда называлось, «вечерних молодёжных кафе».
Более того: он работал над созданием амбициозного проекта — Сектора ансамблей молодёжных клубов, председателем худсовета которого стал ветеран советского джаза Густав Узинг (1908—1978), бывший скрипач и аранжировщик Государственного джаз-оркестра РСФСР п/у Ленида Утёсова. Заместителем председателя и фактическим руководителем Сектора ансамблей молодёжных клубов был Винаров.
Архив Винарова документирует попытки объединения молодых джазовых музыкантов столицы под эгидой Сектора, с тем чтобы представлять их интересы перед партийно-государственными органами и помогать в их творческом развитии (так, как его понимал Винаров, разумеется). Наибольший интерес вызывает документ 1964 года, озаглавленный «Справка о деятельности ОМА в Молодёжных кафе». ОМА — это Отдел музыкальных ансамблей, единый официальный городской работодатель для музыкантов, игравших в те годы в заведениях общепита. Винаров выступал как открытый противник включения джазовых ансамблей в структуру ОМА и ратовал за прямые договора между джазменами и «молодёжными кафе», среди которых были в те годы основные московские джазовые площадки: флагманское «Кафе Молодёжное» на ул. Горького, а также «Аэлита», «Ровесники» и, чуть позже, «Синяя птица».
Этот документ на 10 страницах подробно описывает историю работы молодёжных джазовых ансамблей Москвы в период 1962-64 гг., перемещение музыкантов между составами, особенности их стиля, творческого уровня и т.п. На одном этом тексте можно построить целую научную статью по истории московского джазового движения 60-х!
Винаров участвовал и в организации Московских джаз-фестивалей — легендарных ныне II, III, IV и V фестивалей 1965–68 годов. Эти фестивали стали основой массового представления о звучании советского джаза 60-х, так как именно по результатам этих четырёх фестивалей были выпущены огромными тиражами долгоиграющие пластинки с записями лучших отечественных коллективов («Джаз-65», «Джаз-66» и т.д.)
СЛУШАЕМ: сборник лучших номеров, записанных ВФГ «Мелодия» на концертах III Московского фестиваля молодёжных джазовых ансамблей 1966 года
Главным проектом Винарова стал, тем не менее, клуб «Мелодия и ритм», который работал в кафе «Печора» на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат).
«Печора» с конца 1968 по 1971 г. была не единственной, но основной площадкой Музыкального клуба «Мелодия и ритм», любительского объединения джазовых энтузиастов, которое было создано Винаровым как совместный проект Московского городского комитета ВЛКСМ, Московского Дома грампластинок Всесоюзной фирмы «Мелодия», Московского Союза композиторов и Дома пропаганды советской музыки Музыкального фонда Союза композиторов СССР.
Прекращение активной работы джазовой площадки в «Печоре» и превращение её в заурядное заведение общепита после 1971 г. было связано в том числе с тем, что Винаров отошёл от джазовой деятельности: ему пришла пора готовиться к защите кандидатской диссертации по специальности основной работы, и джаз в его жизни отодвинулся на второй план.
На этом фото — Ростислав Савельевич Винаров незадолго до выхода на пенсию. С начала 70-х он прекратил активное участие в организации джазовой жизни, хотя продолжал живо ей интересоваться, и сосредоточился на основной специальности: Винаров занимался теорией управления и информатизацией, работал в Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР, а в 1980-е стал заместителем директора ВМНУЦ ВТИ ГКВТИ СССР (Всесоюзного межотраслевого научно-учебного центра по вычислительной технике и информатике Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике).
ПОДРОБНЕЕ О КОЛЛЕКЦИИ РОСТИСЛАВА ВИНАРОВА - НА САЙТЕ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА