Найти тему
Native-Like Fluency in English

Почему, умея учиться, я продолжаю заниматься с тренером

Оглавление

Результат работы с тренером — это когда человек научился обходиться без тренера. То есть научился делать сам.

Раньше я действительно так считала. Я до сих пор так считаю, но сегодня мне стал виден элемент, которого не доставало для более полной картины. “Более полной”, потому что я допускаю, что “полной” картины еще не вижу.

Для меня огромная ценность в обучении чему-либо — научиться самой. Я ищу тренера, который поможет мне научиться самостоятельно применять знания — в моих ситуациях.

Например, я хотела научиться заниматься спортом так, чтобы:

  1. Я могла это делать дома, в зале или на улице, независимо от условий (с оборудованием и без).
  2. Мои тренировки приносили только пользу организму (никаких травм, перерывов из-за травм, перетренированности, “плохой” боли и пр. Только прекрасное самочувствие и здоровье).
  3. Тренировки стали нормой (обычная часть моего дня), при этом не надоедали. Т.е. чтобы я научилась поддерживать себя в хорошей форме и быть здоровой каждый день и много-много лет.
  4. Каждая тренировка приносила радость.
  5. Я на самом деле становилась сильнее, исправляла осанку, становилась более гибкой, выносливой, и я нравилась себе.

Я много лет искала, как построить для себя такую систему, ни разу не останавливаясь. Занималась много, по-разному, с разными тренерами, разными вещами 14 лет, а потом дала себе обещание тренироваться каждый день. Я уже знала, как все построить, просто не решалась. Когда решилась, оказалось, у меня уже есть все условия. И всегда будут.

Я оформила платную подписку и перестала искать “новенькое”, т.е. растрачивать время. Сначала надо было отработать “старенькое” — то, что я уже умела делать, но плохо. Например, делать каждый день.

Тренер, которого я выбрала, обучает людей тренироваться самостоятельно и нести ответственность за развитие своего тела. Если вдруг не будет интернета, я не отменю тренировку (потому что не знаю, что делать без пошагового видео). Наоборот, я делала это столько раз под руководством тренера, что вполне могу составить себе тренировку сама — по структуре, которой я научилась.

Готовить я умею, но все время учусь. Я ищу рецепты, чтобы научиться понимать, как соединять ингредиенты, как они сочетаются, что получится, если смешать А и Б, и как адаптировать их под себя. Мне не нужна система пошаговых инструкций на всю жизнь. Мне нужно понять структуру, и потом я наполняю ее своим содержанием, т.к. мои предпочтения и предпочтения моей семьи могут сильно отличаться от того, что предлагает автор рецепта. Кроме того, я внимательно выбираю ингредиенты. Я ничего не пеку с белой мукой, хотя она есть во всех рецептах тортов и печенья, что я адаптирую для себя.

Английский я тоже учу сама и одновременно учусь у многих людей (в этом и суть системы — работать с источником, а не копировать одного авторитета).

Но есть более сложные вещи для меня, чем английский. А для кого-то английский — очень сложная вещь. Суть одна и та же.

Пройти всю систему обучения с тренером — не значит стать таким же, как тренер.

Можно пройти всю систему обучения и научиться готовить/тренироваться/учить английский/работать с эмоциями самостоятельно, но только на определенном уровне. На уровне своего восприятия сегодня.

Это отличный результат, когда человек может теперь сам. Вопрос — что он может сам? Решать задачи того уровня, на котором он был, когда учился? Когда совсем ничего не понимал? Но эти задачи ему, скорее всего, уже не интересны.

Если человек на самом деле научился, он применяет полученные знания каждый день. В процессе применения качество его результатов растет. Человек хочет идти дальше, даже если формально “система обучения” или “курс” закончился. И вот тут понимаешь, что важно не добавить количество курсов или уроков, а сконцентрироваться на качестве того, что теперь умеешь.

Система работает, если человек научился делать сам, верить в себя (а не в преподавателя, который сделает, исправит, поможет, спасет), понимать свои силы и свои слабые места и применять полученное в своей жизни.

Но есть еще важные критерии того, что система обучения работает:

6. Нет остановок. Вместо галочки “done” напротив курса человек начинает оттачивать качество полученных знаний. Чем больше применяешь, тем больше вопросов, и кому-то эти вопросы нужно иметь возможность задать…

7. Поэтому второй критерий — постоянное общение с теми, кто тоже применяет. В первую очередь — с тренером. И с другими людьми, которым можно задать вопросы, кто может помочь найти внутренние ответы просто через общение, кто может помочь своим примером. Это бесценно. Когда вопросы задать некому (а вопросы будут, потому что в процессе применения люди делают ошибки, т.к учатся применять), люди останавливаются, разочаровываются — и часто в себе. Люди начинают думать, что это они виноваты, что с первого (или второго) раза ничего не поняли, что ленивые, что плохо учатся, что у них нет дисциплины и пр.

8. Когда сам преподаватель продолжает учиться и переходить на новые уровни. Только тогда он может помочь другим перейти через мосты к новым уровням. Когда преподаватель 20 лет читает один и тот же материал, невзирая на то, что мир уже давно изменился, не обращая внимания на людей, которые пришли к нему, это не обучение, это, скорее всего, способ провести время, чтобы получить какой-то сертификат. Когда преподаватель все время учится, система продолжает обновляться, расширяться, дополняться.

Да, когда система обучения предполагает, что человек научится делать сам, — это здорово. Он научится, но на том уровне, на котором сам находится.

-2

Чтобы идти дальше и решать задачи нового уровня, которые у человека точно появятся, нужно развивать свои качества, себя, только вглубь, а не вширь. Это постоянная новизна и постоянная тренировка навыка принимать решения — что смотреть, что говорить, когда молчать и что делать.

Неважно, насколько честной я была вчера. Если я хочу воспитать в себе норму быть честной, сегодня мне нужно снова обращать внимание на то, что я говорю (себе и другим), и прикладывать усилия, чтобы быть честной. Это не тот навык, который можно выучить за 8 уроков и приобрести на всю жизнь. В каждой новой ситуации (а они бывают простые и очень сложные) мне нужно снова принимать решение быть честной. Каждый день — тренировка.

То же самое с навыком быть внимательным. Мы каждый день принимаем решение, на что обращать внимание. Пассивно впитывать все подряд — тоже решение.

То же самое касается навыка clarity или интонаций — как я говорю дома? С каким намерением? С курьером? С прохожим? С продавцом на рынке? С мамой?

Только новыми качествами (считай, новыми глазами) можно увидеть глубину того, что мы изучали как “систему упражнений”. Обучение не заканчивается на конкретной дате, если человек выбрал продолжать практику.

Чтобы продолжать, нужны правильные условия:

  • Выбор продолжать.
  • Возможность общения с теми, кто тоже продолжает, и с преподавателем.
  • Выбор самого преподавателя идти дальше, в новые уровни.

Люди, которые в начале или в середине пути, не видят уровней дальше, пока не видят примеры других людей и пока не научатся смотреть на несколько уровней вперед в перспективу. Преподаватель, по сути, показывает, что дальше есть путь, показывает перспективу, потому что, как любой мастер, не может не делать, не видит смысла останавливаться.

Система обучения видоизменяется, когда в ней развиваются люди. А когда развиваются люди, система имеет большую ценность и смысл.

Сегодня я могу составить себе тренировку сама, но я продолжаю заниматься с тренером и пользоваться подпиской и системой тренировок, потому что:

  • Оттачиваю навыки, которые еще отстают, вместе с тренером.
  • Тренер предлагает новые программы, тренировки, подходы, т.к. сам растет.
  • Тренер подробно объясняет технику безопасности, т.е. как не навредить, пока осваиваешь новые и старые упражнения, а так же — как восстановить себя после нагрузки.

Я применяю эти знания каждый день, и каждый день у меня много вопросов, потому что я по-разному себя чувствую в разные дни, тренирую разные мышцы и тренируюсь в разных местах (дома, на улице, в лесу).

С английским у людей те же вопросы.

Закончив курс, люди могут, например, какое-то время не применять ничего из того, что проходили или чему научились. Навык начнет неизменно теряться, потому что человек так выбрал. Он не доделал внутреннюю работу, чтобы поменять свою норму. Норма — это те решения, которые мы принимаем на автомате. Что смотреть? Быть честным или снова сказать неправду? Меняться по-настоящему или продолжать говорить себе, что у меня нет времени? Учиться или ждать кого-то , кто научит? Применять или остановиться?

Когда люди через время понимают, что застряли на одном уровне, что хотят вернуться и продолжать обучение, они часто замечают, как далеко ушла система вперед. Качество навыков и работы преподавателя стало выше, люди учатся уже другие, результаты у людей другие. И вот тут все ответы — чтобы продолжать, нужно было просто продолжать. Нужно просто продолжать. Делать с виду “одно и то же” снова и снова, увеличивая качество. Вместе с людьми, но одновременно принимая самостоятельные решения развивать себя, а не требовать от системы дать тебе больше понимания.

Научиться — это отличный результат обучения. Только нужно учитывать, что всегда будет стоять вопрос: “А что дальше?”.

“Дальше” нужно создавать условия для себя и людей, которые принимают решение идти “дальше”.

Подписывайтесь на мой телеграм здесь и здесь.

Если вы ищете пространство для самостоятельной практики английского языка, где есть упорядоченная система творческих упражнений для студентов с высоким уровнем английского, живая обратная связь, и люди, которые уже давно занимаются и делятся своими результатами, присоединяйтесь к Native-Like Fluency. The Community of Practice. Здесь вы найдете упражнения для целенаправленной практики и развития речи и когнитивных навыков на английском языке. Подать заявку можно здесь.

#natalia tokar #native-like fluency #наталья токарь #английский язык