По древним поверьям, основу сущего Бытия составляли 4 стихии - Огонь, Земля, Воздух и Вода. С непревзойденным мастерством изображал кипучую стихию Воды российский художник Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Конечно, прекрасные морские виды рисовали и до него. К 19-му веку в мировой живописи сложился целый жанр «марины» (морского пейзажа). Но право, работы знаменитых европейских маэстро меркнут пред творениями Айвазовского. Неистовая морская бездна в его передаче подобна океану страстей, обуревающих душу человеческую.
Другие же его картины, сродни чуду Господнему наполнены тишиной и покоем, блеском водной лазури.
Небольшая, но весьма представительная выставка картин Айвазовского недавно открылась в Ярославле.
В экспозиции демонстрируются 19 полотен из собрания Русского музея. Ряд из них довелось увидеть впервые, в том числе масштабное произведение «Всемирный потоп». Библейский сюжет служит зримым предупреждением человечеству о грозящих ему неисчислимых бедствиях и катаклизмах.
Все фото сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов выставки.
Бескрайняя морская ширь с детства окрыляла душу Айвазовского. Родился он в крымской Феодосии, в многодетной семье армянского торговца Константина Айвазяна и вышивальщицы гладью Рипсиме. Уже в десятилетнем возрасте юный Оганез (Иван) проявил замечательные способности к рисованию. Одарённый мальчик был замечен местным меценатом – градоначальником Феодосии А.И. Казначеевым. При его содействии 16-ти летний Айвазовский был отправлен в Санкт-Петербург для обучения в Императорской Академии художеств.
Талант, помноженный на опыт академической школы, дал блестящие всходы. За картину «Штиль», показанную на выставке 1837 г., молодой художник был награжден Большой золотой медалью.
В 1840 году Айвазовский решил воспользоваться правом на стажировку в Италии. Морские пейзажи, созданные им на Средиземноморском побережье - в Венеции, Неаполе и Сорренто - вызвали небывалый интерес у итальянской публики, удостоились восторженных отзывов критики.
Одна из картин Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» получила высокую оценку Римского Папы Григория XVI и пополнила коллекцию Ватикана.
На Родину художник возвратился в 1844 г. в сияющем ореоле европейской славы. За границей 27-летний мастер удостоился почётных званий академика Римской и Амстердамской Академий художеств. В России он сразу же был избран академиком пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств.
Сам император Николай I выразил желание, чтобы Айвазовский написал цикл картин, посвященных русскому флоту. Живописец был зачислен в штат Главного Морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Участвуя во флотских маневрах, Иван Константинович дотошно изучил вооружение и такелаж боевых кораблей, что позволило изображать их с полным знанием дела.
На его полотнах российский флот предстаёт несокрушимым оплотом великой державы, грозным стражем морских рубежей.
Сюжеты картин Айвазовского зачастую полны предельного драматизма – с леденящими кровь сценами гибели кораблей - обломками парусных судов и охваченными пенной коловертью лодками. Однако люди на его «штормовых» полотнах всегда отчаянно борются за жизнь. И мастер дарит им шанс на спасение. Так, на показанной ниже картине гребцы в шлюпке готовят багры и канаты для встречи с береговыми утёсами
С отточенным мастерством Айвазовский изображал горные пейзажи. На его картине «Вид Караная» величественная панорама Кавказа завораживает зрителя клубящихся шапками облаков и бездонными провалами ущелий.
На протяжении всей жизни Айвазовский тяготел душой к своей малой родине. В одном из писем он признавался: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска … тянет в Крым, к Чёрному морю» …
Как отмечают искусствоведы, черты дорогих его сердцу черноморских гаваней и отрогов Крымских гор отразились во многих из созданных им более чем 6000 полотен.
В зрелом возрасте Айвазовский старался избегать броских световых эффектов и ярких оттенков цветовой палитры. Его поздние «марины», построены на сдержанных сочетаниях светотени и лаконичных красочных переходах. В суровом реализме, с которым он передавал неумолимую мощь морской стихии, уже слышатся отзвуки грядущих великих потрясений 20-го века. Недаром через 15 лет Горький следом за Айвазовским восклицал: «Буря, скоро грянет буря»!
Примером может служить картина «Буря на Азовском море». В основу сюжета положено реальное событие. Весной 1886 г. при крушении корабля «Ястреб» погиб весь экипаж, кроме матроса Еременко. Привязавшись к мачте, он несколько суток провел в бушующем море, пока не был подобран встречной шхуной …
Известно, что Айвазовский щедро делился секретами мастерства, устраивал для желающих мастер-классы. В числе его учеников были Куинджи, Богаевский, Лагорио. Известная картина «Прощание Пушкина с морем» создана им в соавторстве с И.Е. Репиным.
Обычно Айвазовского называют великим маринистом. По впечатлениям от выставки, не менее значительным был его дар художника-баталиста. Так, полотно «Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами» (1848) воспринимается как торжественный гимн беззаветной отваге русских моряков