Если человек купил билет на самолет или поезд, забронировал номер в отеле, но не получил услугу из-за отсутствия мест на борту или в гостинице, то ему должны выплатить компенсацию. Если от овербукинга пострадали туристы, то их потери должна компенсировать страховка. Такие законопроекты, сообщает "Вести: Приморье" со ссылкой на "Парламентскую газету", прорабатывают в Госдуме.
Овербукингом, или перебронированием, перевозчики и отельеры страхуют себя от непредвиденных потерь, если пассажир или постоялец не явится. Еще одна возможная ситуация — авиакомпания по каким-либо причинам меняет самолет на менее вместительный. Продавая больше билетов, предприниматели добиваются максимальной загрузки.
С 1 апреля 2024 вступят в силу изменения в Воздушный кодекс, предусматривающие увеличение штрафов за задержку вылета авиарейса, просрочку доставки самого пассажира, багажа или груза в пункт назначения, напомнил глава думского комитета. Об этом рассказал глава Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев.
Зампред этого же комитета Наталья Костенко сообщила, что компенсации за овербукинг можно заложить и в страховку туриста. Законопроект о страховании туров по России уже находится на рассмотрении Госдумы — документ внесен и готовится к рассмотрению в первом чтении.
Легализовать перебронирование призвали в Российском союзе туриндустрии и Общероссийском объединении пассажиров. Во всех странах мира овербукинг разрешен, четко сформулированы и описаны права и обязанности авиакомпаний. И самое главное — есть компенсационный механизм для пассажира в случае перепродажи на рейсе, отметил вице-президент РСТ Дмитрий Горин: «Мировой опыт показывает, что если законодательно утвердить правила овербукинга, то они будут понятны всем. Например, в других странах пассажир получает от 400 до 800 евро компенсации, ему предоставляется гостиница. Как правило, это добровольное согласие пассажиров, когда авиакомпания обращается с предложением к пассажирам поменять рейс с доплатой».
Как сейчас можно защититься от овербукинга
Если место в самолете или гостиничный номер стали яблоком раздора, то решение пассажиру или гостю отеля поможет принять прокуратура и суд, рассказали в Ассоциации юристов России. Прокурор по жалобе пострадавшего проведет проверку, и если факт подтвердится, то перевозчика или отельера привлекут к ответственности по статье за оказание услуг ненадлежащего качества. За это предусмотрен штраф до 30 тысяч рублей.
Чтобы получить компенсацию за испорченный, нужно написать заявление в суд, ссылаясь на положения закона о защите прав потребителей, причем указать в требованиях не только полную компенсацию понесенных затрат, но и штраф в размере 50 процентов от суммы требования.