Найти тему

Как максимально быстро протестировать бизнес-идею?

Подумайте, кому и что будете продавать. Опишите идею, целевую аудиторию и продукт. Попробуйте представить, какие боли у ваших потенциальных клиентов: кто они, как делают выбор, какую проблему смогут решить с помощью вашей идеи, почему выберут ваше предложение. Далее сформулируйте гипотезу, выберите инструмент для проверки, проведите тестирование. Задача — получить ответ на два вопроса: нужен ли кому-нибудь ваш товар/услуга, готовы ли люди за это платить.

Чтобы было проще сформулировать гипотезу, воспользуйтесь общепринятой формулой: «Создаем А для В, чтобы решить С». В данном случае А — это продукт, В — аудитория, С — проблема, которую решает продукт. Например: «разрабатываем приложение для ресторанов, чтобы решить проблему с товарными запасами и порчей продуктов». Далее выбирайте метод, с помощью которого проведете тестирование.

Yandex Wordstat и Google trends. Эти два сервиса показывают частотность, то есть как часто люди ищут товары или услуги через поисковую строку в браузере. Оба сервиса показывают данные по разным регионам, городам, отображают динамику по времени. С их помощью можно посмотреть, имеет ли сезонность ваш товар или услуга, в каких регионах чаще всего ищут, в какой день недели. Если вы провели анализ и увидели маленькое количество запросов, вероятнее всего, спроса на товар или услугу не будет.

Посты в соцсетях. Можно разместить идею в любой соцсети и спросить друзей, будет ли им это интересно, сколько они готовы заплатить, решила бы эта идея их проблемы. Как правило, методом пользуются не часто потому, что большинство предпринимателей боятся выглядеть глупо, но это один из простых способов получить обратную связь от потенциальных покупателей.

Если товара у вас еще нет, не волнуйтесь. Можно написать, что его нет в наличии, но вы сделаете скидку, когда придет первая партия.

Опрос друзей и знакомых. Если вы, например, решили поставить киоск возле торгового центра и продавать шаурму, не спрашивайте у друзей любят ли они шаурму и купили ли бы они ее у вас. Вероятнее всего, вы услышите положительный ответ, но он не будет правдивым. Задавайте вопросы правильно. Задавайте, например, такие вопросы:

  • когда ты ел шаурму в последний раз;
  • сколько раз в год ешь шаурму;
  • где ты покупаешь шаурму и почему именно там;
  • готов ли в обеденный перерыв питаться фастфудом и т. д.

Краудфандинг. Как правило, краудфандинговые платформы используют, чтобы привлечь финансирование, но с их помощью еще можно оценить, будет ли пользоваться ваш товар спросом. Например, с помощью платформ Boomstarter, Rounds, «Город денег» можно узнать полезную информацию о рынке, а еще получить потенциальных клиентов.

Конструктор сайтов. Чтобы запустить свой сайт, не нужно быть программистом. Можно воспользоваться сайтами-конструкторами, например, такими как Tilda, Craftum, Flexbe. Вам достаточно выбрать готовый шаблон и добавить описание товаров и их фотографии. Блоки на сайте можно перемещать по своему усмотрению — корзина справа, меню слева или наоборот. Стоимость сайтов-конструкторов небольшая, а некоторые вовсе предлагают бесплатные тарифы. Например, Tilda дает доступ к базовой коллекции блоков и предлагает создать бесплатно 50 страниц.

Выбирая конструктор, обратите внимание: у них может быть разное предназначение. Одни больше подходят для создания блогов, другие — для одностраничного сайта, а третьи — для интернет-магазина с сотней наименований товаров.

Сайт можно создать бесплатно, но вот рекламу запустить без денег уже не получится. Главное, что сделать это может любой человек, для этого не надо быть маркетологом. Конструкторы сайтов размещают обучающие видео, с помощью которых запустить рекламу можно, даже не имея навыков.