Найти тему

Мрачные традиции

Сгенерировано нейросетью Кандинский 3.0
Сгенерировано нейросетью Кандинский 3.0

Мистико-детективный сериал "Черное облако" (2023, режиссер: Карен Оганесян, сценарий: Дарья Грацевич) сложно описать -- очень много символов, отсылок, нюансов, глубины, и все так крепенько сбито-сшито, что трудно зацепиться за что-то отдельное. И, конечно, фильм задает огромное драматическое и психологическое напряжение: если к концу первой серии "кукуха" только набирает ход, то к началу седьмой серии она уже с криком "подержите мое пиво!" врывается в соседнюю галактику.

Если коротко, то фильм про то, как неуспокоенный в душЕ ад методично, неумолимо превращает в ад весь мир вокруг. Человек совершает преступления не потому, что он плохой, а потому, что внутренний ад искажает реальность так, что в ней оказывается проще стать преступником, чем избежать этого. Не скажу за всех, но по мне так весьма годная мысль.

Из кинематографических параллелей по настроению выделю, пожалуй, мистические триллеры "Сердце Ангела" (1987, реж. А. Паркер) и "Девятые врата" (1999, реж. Р. Полански). Из отечественных -- "Пьяная фирма" (2016, реж. Г. Константинопольский). Это не референсы, это мое личное ощущение психологической близости восприятия фильмов. Способ убийства старушки "слизан" (внимание, это был каламбур!) с "Имени розы" (роман, сцена фильма).

Есть два "ключика", при помощи которых я для себя интерпретирую фильм.

Первый "ключик" фильма -- это, по-видимому, отсылка к Петербургу раннего Достоевского, как к месту весьма инфернальному (не только у него это есть). Фамилия Достоевского упоминается минимум дважды, плюс дворы-колодцы, плюс гниющие, плесневеющие сильно поношенные экс- и интерьеры -- в ассортименте. Возможно, присутствует отсылка к психопатологической фабуле пушкинского "Медного всадника" -- гравюра с памятником возникает в кадре несколько раз. Через некоторое время перестаешь удивляться, что холодный ад эгоцентричных, психически нездоровых людей по странному совпадению зовется Питером.

Другой "ключик" -- это часто возникающая в кадре Библия, выдержки из которой приводятся не раз. Одна из первых цитат -- из Исайи, 42:14, повторяется дважды: "Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая..." Этот стих мог бы стать эпиграфом к сезону.

В общем, фильм горячо рекомендую, но "кукуху" держите обеими руками.

Больше на Телеграм-канале "Шумел камыш":