В мае 2015 года, мне посчастливилось участвовать в съёмках интервью Юрия Соломина.
До его юбилея оставался ещё месяц, и Он не успел ещё устать от телевизионщиков, жаждущих задать юбиляру бесчисленное количество вопросов накануне 80-го дня рождения, отвлекая тем самым художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Соломина от его любимой работы.
Может быть и поэтому, наша заблаговременная назначенная беседа тогда, была такой душевной и долгой.
Но больше всего в то утро, мне запал в память сам момент встречи с Юрием Мефодьевичем, когда поднявшись из-за своего рабочего стола, Он направился на встречу ввалившейся в его кабинет съёмочной группе.
А запомнилось вот что.
Пожимая в знак приветствия и знакомства руку каждому из нас, Соломин делал это ни механически и ни формальности ради.
Не было в этом ничего от какого-то дежурного, автоматического ритуала, когда мы пожимаем друг другу руки, потому что так принято, не вкладывая в это действо чего-то важного.
Соломин это сделал тогда как-то по особенному, как я сейчас говорю "по-Соломински".
Глядя в глаза своему визави, Юрий Мефодьевич, не торопился отпускать руку нового знакомца, пока не слышал его имени.
И в какой-то момент, я поймал себя на мысли, что такой же взгляд я уже видел много лет назад…
На экране клуба в пионерлагере, когда будучи мальчишкой, затаив дыхание, восхищался «красным разведчиком» капитаном Павлом Андреевичем Кольцовым. Тем самым «Адъютантом его превосходительства».
Но вернусь в наши дни.
Начав подготовку к интервью, я задал Юрию Мефодьевичу обычный в таких случаях для подготовки интервью вопрос, касаемо того, могу ли я для красоты и полноты "телекартинки" похозяйничать немного в интерьере Его кабинета.
Что-то подвинуть, а что-то задвинуть. Что-то добавить, а что-то убрать.
А в ответ я услышал следующее:
«Вы же приехали не просто так. Вот эта очаровательная девушка», - указал Юрий Мефодьевич на девушку-корреспондента, - «Хочет получить от меня максимум нескучных ответов, чтобы выдать интересный материал.
Вы же, стремитесь украсить это всё красивой картинкой, т.к. это интервью для телевизора» - сказал Соломин, - «Так что...
Тёзка! Сегодня вы здесь главный. Хозяйничайте...»
Я не могу ручаться за дословное цитирование. Но всё это очень близко к оригиналу.
Трудно забыть слова, когда такой Человечище, с уважением, тактично и деликатно относится к твоей профессии.
И вот вчера…
Вчера, когда в родной для Соломина Чите уже наступила ночь, сердце Юрия Мефодьевича остановилось.
Ушёл Актёр с большой буквы.
И унёс с собой бОльшую часть той эпохи, когда роль на сцене и в кадре не играли. Ею жили....
Мало того, Соломин - один из немногих советских актёров, получивших международное признание, после такого, как снялся в 1975 году в Оскароносном фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала».
Позже, этот один из самых влиятельных режиссёров мирового кино, трёхкратный обладатель "Оскара" скажет про Юрия Соломина:
«Он может сыграть всё!..»
И с этим невозможно не согласиться.
Просто вспомните хотя бы четыре роли Юрия Соломина, что бы понять, насколько это был разноплановый актёр:
1. Неподражаемый капитан Кольцов из легендарного фильма "Адъютант его превосходительства";
2.Самовлюблённый барон Генрих Айзенштайн из оперетты Иогана Штрауса «Летучая мышь»;
3. Растерянный и слабовольный Павел – отец, забеременевшей старшеклассницы Зоси из очень необычного для времён СССР фильма «Школьный вальс»;
4. Трактирщик Эмиль из Захаровского музыкального «Обыкновенного чуда»...
Список этот можно продолжать и продолжать, но даже по этим ролям более, чем очевидно, насколько многогранен был талант актера Соломина.
Теперь таких не делают...
Мне же, когда-то повезло пообщаться не только с Актёром Соломиным, но и Соломиным – Человеком!
Именно так - Человеком с большой буквы...
Жаль, что это было только один раз...
А сегодня вечером, я обязательно включу вот этот легендарный фильм:
«Адъютант его превосходительства».
Ссылка здесь.