Раймонд Паулс не просто знаменитый композитор. Это композитор-легенда, песни которого исполняли главные звезды советской эстрады и который долгие годы определял лицо этой самой эстрады. Маэстро 12 января исполняется 88 лет. А накануне советский и латвийский композитор, пианист, народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Раймонд Паулс ответил на вопросы в эксклюзивном интервью aif.ru. Он по-прежнему живет в Риге. Честно признается, что пока так и не смог оправиться после смерти супруги Ланы, которая ушла из жизни в прошлом году. Но и за происходящим на родном для него некогда советском пространстве не может не следить.
«Что ты мне подсунул?»
Ольга Шаблинская, aif.ru: — Для Аллы Пугачевой вы написали десятки хитов: «Старинные часы», «Маэстро», «Делу — время». Вам многие годы приписывали романтические отношения с певицей. Так было что-то или не было, Раймонд Волдемарович?
Раймонд Паулс: — Даже если бы было, то все уже давно забылось. К тому же все равно никаких фактов, подтверждающих это, нет.
— Бесспорно, главный хит, написанный вами для Аллы Пугачевой, — «Миллион алых роз». Премьера песни состоялась в «Новогоднем аттракционе» в январе 1983 года, и с тех пор ни один концерт певицы не обходился без исполнения на «бис» этой композиции. В 1983 году Алла Пугачева с этим хитом стала лауреатом популярнейшего в СССР телевизионного фестиваля «Песня года». Но, говорят, Алле Борисовне песня была поперек горла?
— Алле песня не понравилась, она ругала меня: «Что ты мне подсунул?» Потом она была очень удивлена, что «Миллион алых роз» пользуется таким успехом. Причем не только в Советском Союзе, но и за границей, особенно в Японии — там творилось что-то невообразимое, настолько японцы любили этот хит. Алла же искренне не понимала, что такого в этой песне.
— С какими чувствами вы сегодня вспоминаете сотрудничество с Аллой Борисовной?
— С очень теплыми. Все же мы что-то хорошее сделали вместе на эстраде. Алла — человек творческий, мало кто мог творить так, как она. Поэтому я скучаю по тем временам, когда мы вместе работали. Помню, мы нашей большой шумной компанией шли после выступлений к Алле. Там всегда была творческая атмосфера, рождались новые идеи. Было интересно — капустники, шутки, музыкальные импровизации всю ночь. Мы там чего только не вытворяли. Было весело! Но все это веселье в буквальном смысле слова падало на голову бедолаге Марку Захарову, который жил этажом ниже. Мне кажется, что Марк не спал, когда у Аллы случались эти бурные посиделки. Только такой спокойный человек, как он, мог выдерживать это годами. Потому что не всегда наши вечеринки проходили без ссор.
— Говорят, Пугачева во время одной ссоры даже разбила вам очки.
— С этими очками пусть сама певица расскажет, что она там натворила. Я лишь одно скажу, что это не мои очки были! То есть не мои очки Алла разбила, как все говорили. Все происходило немножко по-другому на самом деле. Алла разбила очки одной дежурной по этажу в гостинице, когда мы были на концерте в Ленинграде.
«Я прощал Алле все»
— Знаю, у вас доходило до затяжных пауз в общении с Пугачевой. В один из таких конфликтных периодов вы и Илья Резник предложили песню «Еще не вечер», написанную для Аллы, другой певице, которую тогда еще никто не знал, — исполнительнице кабаре «Юрас перле» в Юрмале Лайме Вайкуле.
— У Аллы такой характер... Сложный. Все знали об этом. Но сегодня я уже не помню никаких обид. Да и раньше я прощал Алле все, когда она выходила на сцену, потому что ей не было равных. Вдобавок Алла после ссор осознавала свою вину. Я научился принимать Аллу такой, какая она есть. Ну что тут сделаешь? Так что я к ней хорошо отношусь и сегодня. С уважением.
— Ваши песни исполняли главные звезды советской эстрады — Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Андрей Миронов, Лариса Долина, Ренат Ибрагимов, Лариса Мондрус, Лайма Вайкуле, Айя Кукуле, Эдита Пьеха, София Ротару. Поэтому, конечно, интересно узнать ваше мнение о современной попсе.
— Иногда, когда смотрю передачи про сегодняшнюю эстраду, мне становится страшно от того, что там делается. Имею в виду интимные все эти дела, которые вытаскиваются на всеобщее обозрение, и все-все, что там творится. Каждый делает что угодно, только не поет! Давайте новые песни! Но этого нет, есть всякие скандалы, миллионы скандалов.
— Не могу не спросить вас о поведении вашей соотечественницы, которая сегодня раздает интервью налево и направо. Вы написали для Лаймы Вайкуле десятки хитов, среди которых «Еще не вечер», «Скрипач на крыше», «Ах вернисаж», «Чарли», «Я вышла на Пикадилли». Но в одном из своих недавних интервью певица заявила, что вся музыка латвийских композиторов — это калька с западных хитов. Что скажете в ответ, Раймонд Волдемарович?
— Вы знаете, я вообще серьезно к ней не отношусь. Поэтому пусть она говорит, что она хочет. Она все время что-то болтает.
— Не то слово! Вот что говорит Вайкуле, упоминая ваше имя, о том периоде в Риге, когда распадался СССР: «Там серьезно было. Вот этот развал Советского Союза, ОМОН... Там не знаю, сколько их было. Сто, что ли. И они брали МВД. И в это время мы были с Раймондом Паулсом в бане как раз напротив этого МВД. А это расстояние примерно десять метров».
— Сейчас все что-то болтают направо и налево и не несут никакой ответственности. Можно вообще говорить все, что хочешь! Странное время. Я не думал, что так вообще можно. Раньше человек нес за свои слова ответственность. А сейчас все болтают бог знает что.
— Также Вайкуле во время недавнего «сеанса» общения в интернете в ответ на вопрос позвонившего мужчины, который спросил, зачем латвийские националисты снесли в Риге памятник Пушкину, ответила, что «он же не писал на латышском».
— Вы знаете, я бы на ее месте вообще молчал бы. Чем такое говорить, лучше молчать, я считаю.
— В августе прошлого года скончалась ваша супруга Светлана Епифанова. С Ланой вы прожили 60 лет! Чем пытаетесь залечить эту боль утраты?
— Тем, что все время занят. Работаю.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ