Добрый день, дорогие читатели!
Как часто вы задумывались о том, кто придумал, а затем построил здания, в которых мы все с вами живём ещё со времён СССР? Ведь начиная с послевоенных лет было построено рекордное количество жилья, зачастую абсолютно дешёвого, однотипного и безликого. Так кто же автор тех самых хрущёвок, в которых по сей день проживает большинство населения? Сегодня разберёмся!
В обществе существует общепринятая версия о том, что панельное домостроение середины 1950-х – начала 1960-х годов это гениальная задумка советских архитекторов, в частности Виталия Лагутенко (деда легендарного фронтмена группы «Мумий Тролль»). В этом есть доля правды - Лагутенко работал в научно-исследовательском центре занимавшемся проектированием сборных жилых пятиэтажных домов, которые собирались растиражировать на всю страну: от Эстонии до Дальнего Востока, с целью обеспечить население, хоть и простеньким, но собственным жильём!
По факту, он и его команда разработали самую первую модель будущих панелек - под грифом K-7. Впервые они были в экспериментальном порядке построены в московских Черёмушках и первое время выглядели очень даже неплохо - в частности, за счёт классного благоустройства и грамотного озеленения балконов. И это учитывая, что эти постройки были полностью лишены какого-либо декора, украшательств и красивых деталей - полный функционализм!
Но что если я вам скажу, что на самом деле идея строить чисто функциональное, серое и минималистическое жильё зародилась не в СССР, а в оплоте западного капитализма - Франции!
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО ЛЕ КОРБЮЗЬЕ…
Пожалуй самый одиозный архитектор в мировой истории, впервые предложивший кардинально изменить облик городов «Старушки Европы».
Более того, он предлагал полностью снести исторический центр Парижа и застроить его многоэтажными шоссе и бетонными небоскрёбами.
В начале 1930-х годов его даже пригласили в Москву строить здание Центросоюза. Корбюзье сразу же после посещения столицы, заявил, что всю старую Москву за исключением Кремля, Красной площади и дома Пашкова нужно снести, ради возведения нового социалистического города.
Так или иначе, молодое поколение советских зодчих познакомились с гением французской авангардной мысли и стали пристально следить за его проектами. Чуть позже в СССР на смену модному конструктивизму пришла сталинская неоклассика и большинство самых радикальных проектов отложили в долгий ящик.
В начале 1950-х году французский мэтр реализовал пожалуй свой самый главный проект в жизни, повлиявший на будущую историю мировой архитектуры. В городе Марсель он построил «Жилую единицу» - громадный жилой дом-корабль, на который позже ссылались создатели советских хрущёвок.
В этом здание он применил все принципы, сформулированные за долгие годы его практики - отсутствие вычурных деталей, голый фасад, дешёвые материалы, использование панельных блоков или железобетона, плоская крыша, а также чисто функциональное назначение жилого комплекса, которое он позже назвал «машиной для жилья». Ничего не напоминает?
После смерти Сталина, модернизм снова вошёл в моду, а к тому моменту Корбюзье сильнейшим образом повлиял на советских архитекторов, привив им идею отрицания исторического контекста места и любовь к незамысловатым формам. «Дом - это всего лишь машина для жилья»!
ТАКАЯ ВОТ ИСТОРИЯ!
- Понравилась статья - поставьте лайк, подпишитесь на мой Дзен, а также отправьте этот материал своим друзьям!
Спасибо, что остаётесь с нами🤗