В обычно предисловии я хотел было изначально написать, что статья для тех, кто смотрел аниме, но не читал мангу "Ванпанчмен", но потом что-то погуглил, и понял, что вообще даже среди читателей мало кто задумывается над тем, а какой же главный смысл во всей этой истории про самого сильного из супергероев.
Вот правда, подумайте - чему нас хочет научить эта история, в чём её главный конфликт? Депрессия и отсутствие интереса к жизни у Сайтамы? Ну да, эта тема есть, но она не особо развивается и постоянно находится примерно на одном уровне, да и антагонисты сериала этот вопрос никак не задевают. Стёб над типичной марвеловской супергероикой? Ну, тоже да, но это тоже как-то не особо развивается. В общем, всё вроде, просто и понятно, но вот найти точную формулировку - довольно сложно, на самом-то деле.
Говоря про развитие - а что вообще в "Ванпанчмене" развивается? У большинства персонажей очень короткая арка развития. Например, Кинг - мы знаем, что он считается самым сильным из людей, потом мы узнаём его предысторию и понимаем, что это не так, и, собственно, на этом всё, дальнейшего развития персонажа практически не происходит. И выделяются из всех только два персонажа - сёстры-эсперы, Фубуки и Тацумаки, пожалуй, самые прописанные персонажи "Ванпанчмена". Серьёзно. У каждой из них есть свой характер, предыстория, развитие как личности, так и взаимоотношений между собой и с окружающим миром. Мало кто в мире "Ванпанчмена" может этим похвастать.
А самое интересное - это то, что именно их личный сюжет является одним из наиболее показательных для того, чтобы проиллюстрировать главный вопрос, главную проблему "Ванпанчмена".
Итак. Биографию Тацумаки нам в аниме ещё не показали, но в манге (128 том) был флешбэк, в котором было показано её прошлое - в детстве родители продали девочку учёным для проведения опытов (и именно с этим связан её маленький рост - в заточении у неё просто не было аппетита для того, чтобы нормально питаться и расти). Она отказывалась демонстрировать свои телекинетические силы, надеясь, что если она не будет представлять ценности, то её отпустят на свободу. Но однажды в лаборатории на свободу вырвался ещё один эксперимент - огромное чудище. Учёные сбежали, оставив Тацумаки в её камере, потому что не видели в ней ценности. Она уже готовилась умереть, но в последний момент её спас Бласт - тот самый герой ранга S1, который постоянно отсутствует на собраниях. Заметив в камере фотографию младшей сестры Тацумаки, Фубуки, он утешает девочку и говорит, что, несмотря на действия родителей, сестра всё равно нуждается в ней.
Напоследок Бласт даёт Тацумаки совет, который определит всю её дальнейшую жизнь - нужно уметь защищать свою семью и нельзя надеяться на то, что кто-то придёт тебя спасать.
И Тацумаки следует этому совету, прикладывая все силы для того, чтобы стать сильнейшей в мире - и вполне успешно, она достигает второго ранга класса S, сразу после Бласта. И именно поэтому она настолько требовательно относится к остальным супергероям, и особенно к своей сестре - травмированная своим детским прошлым, она тяжело сходится с людьми, боится и не доверяет им, не очень умеет общаться, но при этом она не хочет, чтобы кто-либо другой повторил её судьбу. Когда она говорит какому-нибудь Мастеру в Майке, что, мол, ты что забыл в S-классе, если ты такой слабый - это, на самом деле, её способ позаботиться о нём, передать ему посыл Бласта о том, что надо стать сильнее, чтобы уметь защитить себя, когда её не окажется рядом.
Но, опять-таки, общаться Тацумаки, мягко говоря, не умеет, и для её младшей сестры все подобные слова выглядят также, как для зрителей первого сезона - ей кажется, что Тацумаки прямо всерьёз ей недовольна, что она презирает её слабость, что на самом деле совершенно не так. Фубуки кажется, что она, как и Тацумаки, обязана быть первой, обязана быть лучшей. И вся её жизнь становится направлена на то, чтобы заглушить в себе это чувство - она не переходит в A-класс, ведь там не получится занять первое место, а вот в B-классе ей это вполне по силам. Она собирает группировку, чтобы хоть где-то быть авторитетной. Она измеряет ценность всех вокруг по их рангу.
Но при этом обе сестры при этом глубоко несчастны. И для них обоих столкновение с Сайтамой становится своеобразной проверкой реальности. Это та ситуация, с которой сталкиваются молодые люди после окончания обучения и люди за сорок в период кризиса среднего возраста - внезапно оказывается, что в мире всегда есть кто-то умнее, сильнее и успешнее. А самое главное - Сайтамы показывает им, что все эти ранги не имеют никакого смысла. И именно после общения с ним сёстры наконец-то находят между собой общий язык, а Фубуки в итоге распускает свою банду и постепенно прекращает жить одной-единственной идеей.
И именно это является главной мыслью "Ванпанчмена" - нет никакого смысла в том, чтобы как-то оцифровывать человечность, распределять по рангам хорошие человеческие качества, быть в чём-то самым-самым. Если вы будете пересматривать это аниме, то обратите внимание на то, что абсолютно все важные герои и злодеи так или иначе иллюстрируют эту идею. Это не только очевидные персонажи вроде гиганта из второй серии, но и Генос, который не очень-то заботится о своём ранге, и Бэнг, который говорит, что Ассоциация героев - не самое хорошее место для Сайтамы, и Соник, который презирает всю эту погоню за рангами, и Гароу, которого бесит сама идея о том, что герой - это тот, кого записали в герои. Любой персонаж, который появляется хоть где-то, кроме боевых сцен, по-своему подсвечивает именно этот вопрос. Весь глобальный сюжет "Ванпанчмена" крутится вокруг того, что Ассоциация героев, с её начислением баллов за хорошие дела - это абсолютно гнилая затея. Здесь прямо как с идеологией Тацумаки - да, мы понимаем, почему такая идея появилась на свет, но вот её воплощение оставляет желать лучшего.
И опять, как я уже рассказывал в статьях про "Атаку Титанов" и "Игру в кальмара", эта тема особенно актуальна для Японии и соседних стран, где очень большое влияние на жизнь оказывает именно статус, общественное мнение о человеке. Для общества, в котором твои качества работника определяет не работоспособность и результаты, а готовность остаться на работе, потому что так принято, чтобы другие не думали о тебе, как о лентяе. Для общества, в котором желание жениться часто наталкивается не на чувства и личные качества, а на вопрос образования и финансовой обеспеченности молодого человека. Ну и так далее.
"Ванпанчмен" - это история о том, что для счастливой жизни главное - это обращать внимание не на цифры в твоём "профиле", а на человеческие качества себя и окружающих.