Продолжая разбирать события, связанные с боевыми действиями в небе в первые дни войны, перейдем к 23 июня 1941 года.
Как уже упоминалось в предыдущей части, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов, без сомнения, был сторонником борьбы за господство в воздухе и особое значение в этом отношении придавал воздействию на аэродромы противника. Поэтому, как только у него появилась такая возможность, он занялся организацией налетов на места сосредоточения самолетов Люфтваффе. Весьма кстати оказалось, что поступившая в 8:15 22 июня 1941 года из Москвы в штаб ВВС СЗФ Директива №2 не просто была созвучна идеям генерала, но и практически дублировала его решения:
«Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации противника и группировку его наземных войск. Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары наносить в глубину германской территории до 100–150 км.
Разбомбить Кенигсберг и Мемель».
Советские бомбардировщики еще не успели вернуться после последнего удара по немецким войскам, как в штабе ВВС фронта уже подготовили Боевой приказ №02/ОП от 20.00 22 июня 1941 года:
«1. Противник, преодолевая сопротивление наших частей, продолжает развивать успех своими танковыми и мотомехчастями в направлении Кведарна - Скоудас, Тильзит - Тауроген, Сувалки - Алитус. Авиация противника в течение 22.6 небольшими группами систематически наносила удары по нашим аэродромам.
Погода - кучевая облачность до 5 баллов, видимость 15-20 км, ветер слабый, неустойчивого направления.2. Наши наземные части 23.6, продолжая сдерживать натиск противника на южном участке, уничтожают Таурогенскую группировку противника.3. ВВС ПрибОВО в течение 23.6 ведут борьбу за господство в воздухе в районе действий ударной группировки 8-й Армии и содействуют в уничтожении Таурогенской группировки.4. 6 САД под nрикрытием 15 и 31 ИАП в течение 23.6 уничтожить авиацию противника на аэродромах в районе: Мемель, Нидден, Тuльзит и содействовать ударной группировке 8-й Армии в разгроме Таурогенской группировки.5. 7 САД с рассветом 23.6 уничтожить авиацию противника в районе Пилькаллен, Инстербург, Гумбинен и в дальнейшем действовать по плану 8-й Армии.6. 57 САД и 61 ШАП 8 САД действуют по плану 11-й Армии.7. Первому эшелону нанести удар по авиации противника на аэродромах в 4.00 23.6, последующий мощный удар нанести в 7.00 23.6.8. Напряжение боевой работы: истребителям и штурмовикам по 3 вылета, бомбардировщикам - по 2 вылета.9. Мой КП - Паневежис.Командующий ВВС ПрибОВО, генерал-майор авиации Ионов.
Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин».
В соответствии с этим приказом командиры авиационных соединений подготовили задачи для своих полков. Так командир 7-й смешанной авиадивизии полковник П.М.Петров в 01:56 отдал распоряжения 9-му и 46-му скоростным бомбардировочным, а также 10-му и 238-му истребительным авиаполкам:
«Командиру 9 СБАП. 23.6.41 двумя девятками с рассветом уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает 238 ИАП. Полковник Петров. 23.6.41 01:56».
«Сенькову [командир 46-го СБАП майор М.И.Сеньков] с рассветом девяткой уничтожать авиацию противника на аэродромах Инстенбург - Гумбинен. Прикрывает девятка Деревнина. Встреча над аэродромом Платоне 3:50 Н=1000. Одновременно в этом районе действует майор Скитев двумя девятками. Полковник Петров. 23.6.41 02:00».
«Майор Деревнину [командир 10-го ИАП майор К.П.Деревнин] с рассветом девяткой прикрывает девятку Сенькова. Полковник Петров. 23.6.41».
С учетом того, что от от Митавы и Скварбая до Инстенбурга или Гумбинена было около 250 километров, совершенно непонятно, каким образом И-16 тип 5 из 10-го ИАП и И-153 из 238-го ИАП с боевым радиусом около 150 километров могли прикрыть действия бомбардировщиков.
Кроме того, вероятно отдельными указаниями позднее ставились задачи и не упомянутым в приказе № 02/оп бомбардировочным полкам 4-й смешанной авиадивизии (35, 50 и 63 СБАП):
«Новикову. [командир 63-го СБАП подполковник Новиков Петр Васильевич, 1901 г.р.] С рассветом бомбить скопления войск, танков в районе Таураген и аэродром Инстенбург. Звонцову [зам.командира 35-го СБАП капитан Звонцов Федор Федорович, 1911г.р. - исполнял обязанности командира полка, вместо отсутствующего майора Подмогильного]. Бить аэродром Мемель. Посадка после задания на свои аэродромы (основные).
Зам.командующего ВВС ПрибОВО генерал-майор Андреев».
Приказ №2 штаба 50-го СБАП был подписан в 1:00 23.6.41г, и сохранился в фонде полка. Из его текста следует что полку тоже были поставлены боевые задачи, в частности:
«2. 50 СБП в ночь с 22 на 23.6.41 звеньями бомбить города Кенигсберг и Инстенбург.а) двум звеньям 3 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Кенигсберг Н=5000 м.б) звену 4 АЭ и звену 5 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Инстенбург Н=5000 м.3. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 6 штук на самолет и на ДЕР-31 на самолеты, где есть ЗАБ-50, маршрут полета: аэродром - цель и обратно по тому же маршруту, строй клин звена, боекомплект патрон полностью. Запасная цель для каждого звена обнаруженное скопление танков и пехоты.
Готовность №2 2:00.4. Мой КП - аэродром.Заместитель, мой заместитель майор Миронов.
Командир 50 СБП полковник Агальцов».
Отметим так же, что кроме 50-го СБАП задачу на ночные действия были поставлены как минимум 9-му и 35-му СБАП, но приказы по этим полкам найти пока не удалось.
Отошедшие на вторую линию аэродромов ВВС СЗФ, несмотря на, понесенные 22 июня потери, сохраняли боеспособность. В их составе все ещё оставалось более 500 боеготовых самолетов с экипажами, в том числе около 280 бомбардировщиков, 220 истребителей и 50 штурмовиков (кроме того, 38-й ИАП из Таллина вполне возможно было перебросить ближе к линии фронта, а это еще 60 И-153 и И-16). Поэтому нанесение удара возмездия было вполне реальным, а вечером первого дня войны было еще далеко не ясно, кто выйдет из противостояния победителем - вся борьба была еще впереди. Это понимали и немцы. Благодаря эффективным действиям разведчиков, судя по всему, вскрывших сосредоточение основных сил ВВС СЗФ в районах: Митава - Рига и Ионава - Двинск ещё во второй половине 22 июня, командование Люфтваффе сделало верные выводы. На 23 июня 1941 года первые налеты на советские аэродромы были запланированы на 2:30-3:00 ночи по московскому времени, то есть даже раньше, чем 22 июня!
В четком соответствии с поставленной задачей, в 2:30 группа немецких бомбардировщиков подошла к аэродрому Митава, где в тот момент происходил взлет на боевое задание самолетов 50-го СБАП. Первым поднявшийся в воздух СБ старшего лейтенанта А.Н.Смирнова был поврежден то ли взрывом бомбы, то ли собственной ПВО, открывшей огонь по немецким самолетам. Несмотря на ранение, пилоту удалось посадить поврежденный самолет на "живот". А вот потери от бомбардировки на земле оказались гораздо серьезнее: всего были уничтожены и повреждены 18 СБ и один Пе-2 полка. Кроме того, в результате возникшей неразберихи пилоты пяти готовых к вылету СБ с подвешенными бомбами вместо вылета на задание совершили перелет на основной аэродром полка в Унгру. Туда же отправились экипажи четырех Пе-2 и одного УСБ. Потери понес и базировавшийся на том же аэродроме31-й СБАП: один СБ был уничтожен и три повреждены.
В итоге на боевое задание отправились лишь шесть экипажей, вероятно в основном из 3-й эскадрильи. Согласно Оперативной сводке №02 штаба 50-го СБАП от 16:00 23 июня, удары были нанесены в 3:35 одним экипажем по Мемелю (в оперсводке указан как Клайпеда), одним по Кенигсбергу, тремя по Приекуле и одним по Инстенбургу. Всего на указанные цели было сброшено 36 ФАБ-100, экипажи отметили пожары в Кенигсберге и Инстенбурге. В районе Кенигсберга и Мемеля самолеты были обстреляны зенитным огнем, один самолет получил пробоины, но все экипажи смогли добраться на аэродром Унгру...