Завел шесть с половиной лет тому назад меня предначертанный по карьере путь в северные края нашей необъятной Руси. На проект Ямал-СПГ я въехал скорее с энтузиазмом понабраться опыта, да раскидать социальные сети. Нетворкинг сей, к моему удивлению, до сих пор кормит.
А вот денег получилось поднять не так уж и много. Большие капиталы больших людей страны как ездили на молодых специалистах, так и ездиют. Потому сокрушаться о недоплате и кабальных условиях оформления на работу доводилось часто. Особенно накатывало в моменты удерживания в уровень отражающей мини-призмы. Рутина сия, будучи геодезической реальностью специалиста уровня ”техник”, подразумевала плотное общение укутанных рук с металлическим стержнем. И сколько не кутай, а в суровый зимний мороз Заполярья замедленный звон атомной решетки охлаждённого металла таки стремиться забрать тепла из рук молодого специалиста.
В моменты физиологического стресса грузиться бедой о своей судьбе маленького человека становится слишком тяжело, и щекотливо прогуливающиеся по опиоидным рецепторам эндогенные эндорфины уводят мысль в мир раздумий глобальных и нравственно похвальных. Форма мыслей сих оборачивалась в простое “ну, по крайней мере я здесь не зря, а ради большого и общего дела! Будет что на большой земле рассказать”.
Большим делом был чрезвычайно амбициозный проект под флагом НОВАТЭК. В те доковидные, пусть и посткрымские 10-е еще теплилась надежда на оттепель в отношениях с западом. И в 30миллиардный проект зашли и французский Total, и японцы поменьше, и китайцы понаглее. Дружбонародный вайб звенел самыми разными оттенками симпл инглиша в курилках, в офисах, в столовых и в общежитиях кэмпов.
Именно тогда, разбираясь в чудовищно, как оказалось, сложных спецификациях техпроцесса, в которых ехал турбодетандер через патрубок адиабатического сифона, я узрел глобальный геополитический смысл создания газоналиваек на крайнем севере страны. Там, где трутся медведи о земную ось, как оказалось, вполне возможно судоходство.
Нет, разумеется, будучи воспитанным в традициях воспевания трудовых подвигов простого советского гражданина, я знал о самом крупном атомном ледоходном флоте. И даже восхищался воображаемой картиной движимого делением ядер урана морского тяжеловеса, ломающего своим весом арктические льды метровой толщины. Однако на фоне явной экономической трансформации страны казалось, что морские тяжеловесы уже давно на ядерной стоянке, отнюдь не ходу.
Но речь шла о новом размахе в контексте траления судоходных артерий в неприветливых тихих водах русской арктики. Под проект газоналивайки на Сабетте было заказано вроде как 7 ледокольных СПГ-танкеров с потенциалом колоть лёд любой консистенции, какой может встать преградой в арктической акватории. Слушая в 2018-м году слухи о грядущем проекте НОВАТЭКа на противоположном берегу обской губы(на котором мне в последствии так же удалось пару лет помёрзнуть), я потихоньку прикидывал объемы морского трафика, и делал удивительный для себя вывод.
Вывод таковой, что вся эта неприветливая холодная и тихая пустыня, в которую обращался залив с октября по июнь, вполне может быть обуздана и наполнена торговыми караванами из Китая.
Разумеется разговоры о севморпути говорились еще во времена советские. Однако не мало было сказано и во времена им следовавшие, что все эти гигапроекты – не более чем блажь заросших мхом аппаратчиков. Говорили это люди на вид умные и респектабельные. Во времена респектабельного телевидения. Так что сомневаться не приходилось, что говорят дела дельные люди не менее дельные. Это потом уже у сих господ в пиджаках вскрылись истоки финансирования.
А уж засвидетельствованные собственными глазами реалии позволили увидеть феноменальную перспективу арктического трафика. На просторах рунета мастера калькулятора и линалгебры не раз сталкивались в битве за обозначение самого энергоэффективного транспорта. Миф о евроатлантической талассократии, подразумевающий факт экономического господства запада зиждящимся на развитой сети морской торговли, таки развенчивается сухой арифметикой. Вовсе не "в десять раз, Карл!" дешевле морской тоннокилометр железнодорожного. При прочих равных из морских сухогрузов и железнодорожных составов получаются два разных инструмента логистики. Бенифициаром будет умело совмещающий, а не профилирующийся(Роттердам, извини). Однако новый русский Хартленд от Лиссабона до Находки по Дугину должен был заниматься шёлковыми путями, а не искать новых мысов Доброй надежды...
Должен и занимается по сей день. Однако перспектива севморпути в обстоятельствах геополитической нейтральности сулила не одной только России, но и Евросоюзу, и КНР особое экономическое будущее.
И здесь арифметика проще некуда. Морской путь по маршруту Шанхай-Роттердам через русскую Арктику подразумевал не столько невероятное сокращение дистанции(которое существенно, но не сверхвыигрышно), сколько разгрузку Суэцкого канала. Речь даже не об известной пробке, созданной Evergiven’ом в марте 2021-го. А о банальных проблемах, связанных с навигацией гигантских контейнеровозов в узком фарватере. Да, в середине десятых было проложено дублирующее русло, позволившее двустороннее движение. Однако никто не отменял очередей ввиду сезонной динамики грузооборота.
И нет, севморпуть не должен был съесть кусок бюджета Египта. Доходы оного можно было бы регулировать тарифами, которые всё так же платили бы нефтяные соседи страны пирамид, которым свои нефтяные танкеры уж точно по другому пути не пустить. Насколько повышение тарифов было бы воспринято актом враждебным – уже другой разговор.
Но севморпуть подразумевал скорее диверсификацию мировой морской торговли. Вовсе не колоссальные вливания в российский бюджет транзитные сборы должны были принести. Однако функциональность колеи в зимний период дала бы мощный толчок развитию северного побережья страны.
Всё это требовало лишь иллюзию геополитической стабильности. Но и её уже нет. Сложно винить англофонную часть запада в резком неприятии проекта. Они, всё таки, оставались несколько в стороне от потенциальных преимуществ. Большая игра на то и большая, чтобы никогда не останавливаться. Только ситуация сегодня такова, что перспективы развития сильно сдали обороты ввиду резких разворотов спинами когда-то активных экономических партнеров. Нельзя осуждать европейских зиц-председателей в непоследовательной политике. Военная агрессия РФ в отношении Украины, сколько бы мы не находили тому весомых доводов, которые весомы не с потолка, не могла быть оставлена без внимания. Однако "простой Ганс, город Кёльн" в некоторой степени бенифициаром функционального севморпути безусловно был бы. Но может мы и правда всем миром коллективно зажрались.
Однако мне не забыть того согревающего чувства. Чувства, будто бы теми грандиозными шагами по сооружению мегатонных металлических кубов для сжижения газа закладывается фундамент для более грандиозного логистического колосса. Но, какие наши годы? Еще не раз подмигнёт полярное сияние китайскому капитану. Однако капитанов могло быть больше уже сегодня. Впрочем, избежать цикла обострения геополитической борьбы, наверное, было просто невозможно. История требует своих рифм.