Найти в Дзене
МОЁ! Online. Воронеж

«Волонтёр года» из Воронежа: «Путин не мне награду вручил, а всей нашей семье!»

Оглавление

Я бы хотела на денёчек стать одной из них — Машей, Дашей, да хоть даже Пашей. Чтоб меня кормили с рук, чтоб вольер с подогревом и чтоб гладили по загривку и чмокали в нос.

Этой троице сухопутных среднеазиатских черепах повезло чрезвычайно в отличие от большинства их родичей, которых — как надоевшие игрушки — вышвырнули на свалку. Черепашья компания оказалась в детском эколого-биологическом центре «Росток», или, если по старинке, на станции юных натуралистов.

— Нам их отдали бывшие хозяева, как и многих других животных. Кто знает почему. Надоели, дорого содержать, переехали — причины у всех разные. Вон ту крольчиху наши юннаты реально нашли на мусорке, принесли сюда и выходили.

   Эта крольчиха, что на руках у Натальи Аминевой, — настоящая мать-героиня: выкормила пять родных малышей и четырёх приёмных
Эта крольчиха, что на руках у Натальи Аминевой, — настоящая мать-героиня: выкормила пять родных малышей и четырёх приёмных

Наталья Леонидовна пытается выудить брошенку из дальнего угла клетки, та огрызается.

— С характером! Наверное, потому и выкинули… Эту крысу — видите, у неё единственной двухкомнатный вольер — нашему центру тоже отдали. Вместе с жильём и кормом в придачу. Потому что состарилась. Точнее, состарился — зовут его Вениамин Анатольевич, он уже почётный пенсионер, ни девочки его не интересуют, ничего, только поспать да поесть. Ему два года, а живут такие крысы порядка трёх лет. Добрейшее создание: ни разу никого не укусил. Только облизывает всех — целует!

   Почётный пенсионер живого уголка Вениамин Анатольевич
Почётный пенсионер живого уголка Вениамин Анатольевич

Она отвечает старичку на поцелуй, бережно сажает Вениамина Анатольевича в его гамак и возвращается к Маше, Даше и как его…

Этот парень Паша и его гарем по черепашьим канонам фактуры модельной. Не могут спрятаться в свои домики: фигуристые — на казённых-то харчах. Они среднеазиатские сухопутные, а с их сородичами — черепахами красноухими — представьте себе: беда и боль. На улицах южных городов их продают маленькими, в небольших контейнерах, нерадивые продавцы рассказывают, якобы это особый вид декоративной черепашки, что больше не вырастут и всегда будут крохотными и хорошенькими. А потом эта «крошка» за три года вымахивает до 20 сантиметров...

   Черепаший красавец Пашка. Хозяева от него отказались, зато юннаты из центра «Росток» откормили до модельных параметров
Черепаший красавец Пашка. Хозяева от него отказались, зато юннаты из центра «Росток» откормили до модельных параметров

— …Плюс черепахи неспокойные — им нужен большой аквариум, в маленьком они бьются о стенки и пытаются выбраться! Дети сами ухаживают за животными в нашем зооуголке — придумывают имена, кормят, вычёсывают шёрстку, убирают клетки. Только лично соприкасаясь с природой — будь то животные или растения, — можно научиться её любить и беречь...

* * *

— Расскажите мне о себе.

После часовой вдохновенной лекции о тяготах рептилий, о крольчихе-героине, выкормившей пятерых родных детей и четырёх приёмышей, о кинематографичной судьбе чилийских белок Тома и Джерри я перебиваю её бесцеремонно, и она заливается краской.

Лучшей в стране стала внезапно

Она лишь на год меня старше, но как-то само собой только по имени и отчеству: Наталья Леонидовна.

Потому что в свой 41 год — мать четырёх детей. Все дочери: Саше — 19, Насте — 16, Ане — шесть, Алёне — четыре.

Потому что педагог со стажем в 18 лет: методист того самого детского эколого-биологического центра «Росток», где разношёрстный живой уголок, где детей с малышовых лет учат чуду — понимать природу.

Потому что — среди лучших людей России. Первая среди добровольцев, признанная в том числе президентом Владимиром Путиным. 4 декабря глава государства вручил Наталье Аминевой награду в номинации «Волонтёр года» в рамках международной премии #МЫВМЕСТЕ. Церемония проходила на ВДНХ на выставке «Россия».

— Не МНЕ вручил, а НАМ — всей СЕМЬЕ Аминевых!

   Наталья Леонидовна Аминева: многодетная мама и один из лучших людей России
Наталья Леонидовна Аминева: многодетная мама и один из лучших людей России

Наталья Леонидовна поправляет меня всякий раз, как я приступаю к поздравлениям или задаю личностный вопрос конкретно о ней. Рефрен её рассказа и всей её жизни — семья.

— На сцену мы поднялись вшестером. Ну да, памятную статуэтку и диплом от президента приняла я. Поэтому он мне одной и руку не пожал — обе заняты были.

Она смеётся и протягивает мне несколько стеклянных кусочков.

— Вот эта статуэтка, — улыбается. — Младшенькая с ней поиграла — надо склеить…

Деньги? Денег за такое не дают. Волонтёрство — это глубже. Где-то на уровне души.

— Победа для нас стала внезапностью. Мы даже не знали, что номинированы. «Волонтёр года» — специальная номинация, претендентов выдвигают общественные организации. Думаю, нас выдвинуло «Движение первых». Нам позвонили оттуда неожиданно, дней за 10. Спросили, не хотим ли поучаствовать в форуме движения, который пройдёт в рамках выставки «Россия». Мы, ни о чем не подозревая, конечно, согласились. Потом узнали, что мы среди трёх номинантов — нас попросили подготовить речь для выступления. А о победе узнали уже на сцене! До этого было неформальное общение с Владимиром Владимировичем у «Ёлки желаний». Собрались волонтёры года прошлых лет — премию ведь вручают с 2017-го — и трое номинантов нынешнего года. Он каждому уделил внимание. Думаю, этой наградой отметили наш детский волонтёрский отряд «Юннаты из «Ростка». Потому что…

   Семья победителей в сборе. У Аминевых, кстати, очень необычная мечта: побывать во всех 107 государственных природных заповедниках России. Побывали уже более чем в 30.
Семья победителей в сборе. У Аминевых, кстати, очень необычная мечта: побывать во всех 107 государственных природных заповедниках России. Побывали уже более чем в 30.

* * *

Рассказать о себе? «Работа, работа, работа...»

В отпуск — волонтёром в экологический тур со школьниками на Камчатку? Это о ней.

Декретный отпуск? «Дольше всего я позволила себе побыть дома после рождения младшей — Алёны. Два года. И то потому, что была пандемия».

Во время пандемии, кстати, она, то есть ОНИ, тоже нашли о ком заботиться: Аминевы стали опекать одиноких стариков. Просто приносить лекарства. Еду. Просто разговаривать. Узнали о них от общественной организации «Многодетные семьи Коминтерновского района», в которой состоят согласно своему статусу.

— Трое стариков уже ушли… Это жизнь, к сожалению. Остались три бабушки и дедушка. Так сложились их судьбы — родственников нет, — по лицу Натальи Леонидовны пробегает тень. — Муж Дмитрий меня во всём поддерживает. Он геолог. И такой же непоседа. Мы и познакомились студентами на секции спортивного ориентирования. Когда я вышла на работу спустя год после рождения старшей дочки, её нянчил папа: Дима тогда ещё учился, на занятия ему было во вторую смену. Я работала первые полдня — приходила и принимала эстафету.

Дети — двигатель побед

— Вам без работы совсем никак?

— Моя работа — дети. Дети меня побуждают и стимулируют. И родные, и чужие. Ещё когда мои старшие дочки ходили в детский сад, я поняла: экологическим образованием нужно начинать заниматься с самого раннего возраста, после может быть поздно. Именно поэтому в наш центр «Росток» ходят малыши с пяти лет.

Волонтёрский отряд в этом центре — те самые «Юннаты из «Ростка», о которых теперь знает Владимир Путин — тоже их семейное дитя. Создать его в 2017-м предложили старшие дочери Саша и Настя, неутомимые активистки, победители всероссийских экологических конкурсов. Гены — страшная сила.

Александра учится в легендарном МИСиС — Московском институте стали и сплавов, получившем статус Национального исследовательского технологического университета, мечтает стать специалистом в области техносферной и экологической безопасности, доброволец Всероссийского студенческого корпуса спасателей, одно из главных увлечений — охрана особых природных территорий.

В планах Анастасии — стать профи в сфере туризма и гостеприимства, пока же она представитель всероссийского сообщества юных натуралистов «Движения первых», спец в спортивном ориентировании (говорю же — гены), изучает ландшафтный дизайн. А завладеть сердцем красавицы сущий пустяк — всего-то надо завести беседу об охране заповедных территорий и дистанционного зондирования Земли.

Для тех кто не в теме: «Движение первых» — общероссийская общественно-государственная организация для детей 6 — 18 лет, создана в июле 2022-го под личным контролем президента.

— Дочки в нашем эколого-биологическом центре выросли. Но занятия в центре — это больше теория, а всегда хотелось жизни, движения, — объясняет Наталья Леонидовна. — И с появлением волонтёрского отряда юннатов всё закипело: выезды на субботники, на расчистку берегов рек… Сбор мусора только раздельный! Потом мы сдаём его в центры по переработке и утилизации. А ещё в отряде познавательные экологические игры, которые дети сами же и разрабатывают. Вот, допустим, «Разделяшка». Это тоже о раздельном сборе отходов, в том числе как читать маркировку на упаковках — коды переработки. Пробуют себя дети и в роли исследователей: например, какой сорт помидоров лучше приживается в нашем регионе. Опытным путём, конечно! В нашем добровольческом экоотряде уже 43 активиста, на акции же собирается до 200 ребят! А 21 декабря 2023-го на базе центра «Росток» мы открыли «Клуб юннатов «Движения первых» — в знак возрождения юннатства по всей стране. Важнейший шаг...

Но президентскую награду они получили не только за экологические акции.

   Младшие дочери Анна и Алёна тоже мамины помощницы
Младшие дочери Анна и Алёна тоже мамины помощницы

«Это — наша общая боль»

— 24 февраля 2022-го — что для вас изменилось?

— Наша жизнь… сильно не поменялась. Муж родился и вырос в Узбекистане, я — в Таджикистане, в Душанбе. Тогда ещё в СССР. И что такое гражданская война, мы испытали на себе. Когда развалился Союз, первой громыхнула Средняя Азия, и конкретно — Таджикистан. Жилось нам… плохо. Вспоминать... Не хочу. Я ребёнком всё это видела. Как брат идёт на брата. В 10 — 11 лет очень хорошо различала, что сейчас стреляет — танк, «Град» или БТР — и что летит — «Сушка» или «Мишка». В 1995-м мы оттуда уехали. Семья супруга из Узбекистана выбралась на год раньше. Поэтому и я, и муж, и наши родители — мы прекрасно чувствуем то, что происходит на Украине. И для нас эта история началась не 24 февраля 2022-го, а 10 лет назад, в 2014-м, когда в наш регион стали приезжать первые беженцы. Мы общаемся с их семьями, у нас много знакомых среди них, у детей тоже. Прекрасно знаем семью девочки из Луганска Дианы Красовской, которая была вынуждена как раз в 2014 году бежать. Они теперь живут в Севастополе, и именно Диана предложила президенту создать «Движение первых». А 24 февраля 2022-го… Я даже испытала какое-то облегчение: наконец мы взяли этих людей под своё крыло. Ведь сколько их там страдает, а мы всё чего-то ждём и пытаемся договориться, когда надо брать и делать!

* * *

Слово «делать» для Аминевых имеет только прямой смысл: созидание и действие. Я сбиваюсь со счёта общественным организациям, в которых они состоят, конкурсам, в которых участвуют, и что-то постоянно, ежедневно, ежечасно делают. Спасая не только природу.

Вот экскурсии от «Центра экологической политики» по жемчужинам Воронежской земли для детей Донбасса — подгоренское село Костомарово и его уникальный монастырь, природные заказники «Каменная степь» (Таловский район) и Нагорная дубрава, легендарный Хреновской конезавод… Саша и Настя Аминевы — в роли волонтёров-экскурсоводов. Саша, которая теперь москвичка и боец студенческого корпуса спасателей, кроме прочего обеспечивает безопасность ребят с Донбасса во время университетских экскурсий по столице.

Говорите, приторно? Каждому своё. Наталья Леонидовна, возвращаясь с работы домой, вяжет носки. Не для мужа и дочек — для фронта: «Я не могу дома просто сидеть. Так почему бы не вязать? Носки, а не кофточку, потому что носки сейчас нужнее».

Свекровь Галина Германовна вместе с внучками ходит плести маскировочные сети.

Здесь, в центре «Росток», Наталья Леонидовна вместе с воспитанниками организовала пункт по сбору отходов. И их тоже пускают в дело: жестяные банки — отличная основа под окопные свечи.

— Мы отбирали те, что не смятые, отбирали куски картона. А я вместе с младшими дочками ходила в приют для женщин у Коминтерновского кладбища, и там мы все вместе отливали такие свечи.

Муж? Он вообще-то геолог, напомню. А в перерывах между экспедициями и корпением в офисе Дмитрий Аминев ходит разгружать фуры с продуктами: он доброволец воронежского отделения благотворительного фонда «Банк еды «Русь».

— У нас в стране колоссальное перепроизводство продуктов: примерно треть не съедается и оказывается на свалках, — я готовлюсь слушать очередной экоурок. — Фонд выходит на производителей. И когда те понимают, что ПЕРЕпроизвели, что торговые сети у них всё не выкупят, излишки отдают. Головной офис фонда в Москве, в регионах — представительства. Туда продовольствие привозят в грузовиках, а распределяют нуждающимся — многодетным семьям, инвалидам, одиноким пожилым людям. И беженцам из Донбасса тоже. Многие из этих людей и мечтать не могут о таких продуктах. Пункт доставки в Воронеже — так называемый «Ангар милосердия» при Казанском храме. И да: мой супруг — один из волонтёров, которые разгружают фуры с благотворительной едой. Я им горжусь.

Глаза детей

Она снова говорит, что их жизнь после февраля 2022-го «не особо изменилась — просто появились новые активности». Изменились они сами.

— Что врезалось в сердце и не отпускает?

— Глаза детей. Моих дочек, воспитанников. Каждый день. Я живу ими… Мы с мужем и старшими дочками в 2022 году ездили в подмосковный посёлок Сенеж — там проводится акция «Семейные мастерские». Уникальная образовательная программа в масштабах страны — собираются семьи из разных регионов, общаются, делятся опытом. И туда пригласили несколько семей из Донецка. С одной из них мы однажды оказались вместе в столовой. Мама с двумя детьми: сыну — 15 лет, дочке — лет 12. Сидят, смотрят фотографии — папа им прислал оттуда: их балкон разбомбили. Мы в ужасе. Спрашиваем — мол, и что? Они в ответ: «Ничего, побудем четыре дня здесь — и домой, выгребем всё, уберём». Они решили на семейном совете оставаться в Донецке. Несмотря на… всё вот это. Потому что там их дом. Что с ними стало, я не знаю — контактами мы не обменялись. А ещё… У нас в «Движении первых» есть парень по имени Никита, лет пять был вожатым «Артека». Дети его обожали. Никита прошёл срочную службу. И 24 февраля 2022-го он принимает решение отправиться на СВО добровольцем. Сам пришёл в военкомат, ещё до повестки. Отслужил год. Был ранен, но не серьёзно. Однако комиссовали его по медицинским показаниям: колени «развалились». По окопам-то ползать, да... После возвращения мы с ним общались. И Никита сказал, что тогда не мог поступить иначе, ведь как бы он смотрел в глаза детей… А его глаза за тот год сильно изменились. Совсем другие стали.

* * *

Наташа мечтала стать учителем. Как мама, 29 лет проработавшая в школе филологом, только Наташу больше тянуло к химии и биологии. Людмила Николаевна её, своего единственного ребёнка, растила сама. Из Таджикистана вывезла 13-летней в воронежский посёлок Панино. В 15 лет отличница Наташа поставила мать перед фактом: «Уезжаю в областной центр — в интернат».

— В четвёртой школе-интернате был профильный педагогический класс — окончившие его могли легко поступить в педуниверситет. Мама меня отпустила. Проучилась там 10-й класс, нравилось безумно. Но случился кризис 1998-го и... Я вернулась в школу в Панино.

Наташа в итоге стала ветеринарным врачом: по дипломной корочке. На работу в детский эколого-биологический клуб «Росток» её — вчерашнюю выпускницу аграрного вуза в декрете — позвала за собой подружка. И жизнь всё расставила по местам.

Как она находит силы на каждый день? Ну, помощь другим для неё вообще не работа, от волонтёрства не устанешь. А в остальном — просто: всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем тебе.

Кумир? Не поверите — Леонардо Ди Каприо. Потому что за экологию. А ещё — Любимов Олег Иванович, заслуженный учитель Российской Федерации, бывший учитель русского языка и литературы в воронежской школе-интернате № 4: «О таких говорят — от Бога. Для меня он был Наставник. С большой буквы».

А что она будет делать прямо сейчас, когда я уйду?

Придут на занятия дети. И продолжится жизнь.