Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА
ГОРОД, СОТКАННЫЙ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
Шагала-шагала я по городу, и нахлынули воспоминания! Так появился, внутри «исторического сериала» об Ораниенбауме и Ломоносове ещё один. «Город из детства» называется. Не очень исторический. Впрочем, это как посмотреть. 20 век уже позади! Кому-то он достался, а кому-то нет. Это для меня он остался в воспоминаниях, а для молодых людей, родившихся на рубеже 21 века, прошлое столетие – самая настоящая история! А потому рассказывать о Ломоносове 20 века я уже не могу без себя в нём! Город с рождения входил в меня и складывался из маленьких картинок, запахов, ощущений. Он становился родным, знакомым и любимым и постепенно превратился в самый лучший город на земле! Где бы этот город не находился, он называется «Детство». Так хочется, чтобы он не исчез навсегда! А для этого надо хранить память о прошлом.
Я уже делилась своими воспоминаниями, гуляя по парку. Теперь будут воспоминания о городских улицах. Гуляя по городу в 21 веке и заглядывая в его прошлое, я вдруг поняла, как он изменился всего за несколько десятилетий. Вроде те же дома на улицах, а в них уже другая жизнь. О ней когда-нибудь с ностальгией будут вспоминать сегодняшние дети. А я приглашаю вас прогуляться по Городу из Детства, сотканному из моих воспоминаний!
БРОНЗОВЫЙ МАЛЬЧИК
В моём детстве нынешний Дворцовый проспект назывался проспектом Юного Ленинца. Моя семья проживала в новостройках 60-х годов на «верхней террасе» города. Туда я ещё доберусь во время прогулки и расскажу про двор, в котором я росла. Город внизу сильно отличался и очень мне нравился. А потому, когда приходилось идти с родителями «вниз по делам», это всегда было радостное событие. Путь наш обязательно лежал через городские ворота, о которых я тоже обязательно расскажу в своё время. Это были ворота в другую жизнь, не похожую на будни «спального района». Они, словно кулисы театрального спектакля, обещали начало увлекательного путешествия. За ними Дворцовый проспект встречал своими «чудесными» домами. Они давали эстетическое удовольствие детскому глазу как книжка со сказочными картинками и наполняли радостным предчувствием. Я знала, что сегодня будет интересно!
Сразу за воротами располагался Дом культуры и кинотеатр. О них тоже будет довольно длинный рассказ с множеством воспоминаний. Поэтому пока пройду мимо. А дальше – памятник учёному Ломоносову, именем которого назван город. Проходя мимо, непременно нужно было поприветствовать бронзового мальчишку, сидящего в лаптях у подножия своего бюста в образе великого учёного. Очень необычный памятник, который всегда привлекал внимание малышей. Я непременно бежала встретиться с ним и поздороваться, обогнав родителей. Поглядишь на мальчика, побегаешь вокруг, вроде и поприветствовали друг друга!
ПОЧТА В ДОМЕ ЗИНГЕРА
Здание сразу за памятником на главном проспекте (Дворцовый пр.,дом 14) называют в справочниках Домом Зингера, потому что здесь торговали швейными машинками знаменитой на весь мир компании. Дом этот появился ещё в середине 19 века, гораздо раньше Сюзоровского шедевра на Невском. И хотя, вероятно, лавка была невелика, потому что была не единственной торговой точкой в здании, наверно, иметь собственный Дом Зингера на собственном Дворцовом проспекте было престижно!
Всю свою сознательную жизнь я помню этот дом на проспекте «законсервированным». Здание много лет было закрыто баннерами. Эти современные слова почти стёрли из памяти очень яркие детские впечатления. Здесь в 60-х годах 20 века располагалось отделение связи – «Почта-Телеграф-Телефон». Яркой картинкой всплывает воспоминание.
…Я толкаю тяжёлую неподатливую дверь с красивой деревянной ручкой-скобой, украшенной металлическими шишечками, и попадаю в царство почты! Внутри встречает неповторимый запах горячего сургуча и бумаги. Запахи, оказывается, тоже хранятся в памяти и напоминают о прошлом! В небольшом помещении вдоль окон стоят высокие столы. На них – бумажные бланки стопками и традиционные письменные принадлежности: стеклянные чернильницы, перьевые ручки и тяжелые качалки пресс-папье. Пока родители стоят в очереди по своим взрослым надобностям, я успеваю заполнить несколько бланков, попользовавшись всеми лежащими на столах раритетами.
Дома уже такого антиквариата не было! А потом я иду к высокому деревянному прилавку, вдоль которого стоит очередь. Мне ничего не видно. Папа поднимает меня на руки. За стеклом тётеньки в синих нарукавниках деловито совершают магические действия: наклеивают марки на конверты; упаковывают посылки и бандероли; фанерные ящики заколачивают гвоздями, перевязывают их верёвкой, а потом заливают жидким тягучим сургучом и шлёпают по нему каким-то штепселем. Как заворожённая, наблюдаю за этой работой. Папа всё терпеливо объясняет. Мне так интересно, что я уже, кажется, хочу стать почтальоном!..
Развитие телефонной сети в городе привело к постройке за этим домом в 70-х телефонной станции, которая остаётся действующей до сих пор, но город совсем не украшает. Зданию досталось место на склоне, поэтому на гору оно поднимается ступеньками. А почтовое отделение в доме на проспекте закрыли. Когда – не помню, но очень давно. Тогда город ещё принадлежал Ленинградской области. После передачи Ломоносова Ленинграду в 1978 в городе до сих пор делят дома два региона. А потому никто не собирается вкладывать средства на реконструкцию. Видимо, это тот самый случай! Но летом 2023 года неожиданно исчезли баннеры с Дома Зингера. Будем ждать перемен!
ПРО РЕСТОРАНЫ
«Красная ворона»
Следующий за почтой дом, примыкающий к ней, запомнился уже более поздними временами, когда в нём в 90-х годах открыли кафе «Красная ворона». Необычный интерьер и хорошая кухня сделали заведение очень популярным у молодых людей города! С него начиналась мода устраивать уютные посиделки с друзьями вне дома. Деревянные столы, неоштукатуренные стены, предметы быта из прошлого (1940-60е), полумрак и необыкновенно вкусная еда! Все это делало кафе эксклюзивным!
А название связано с писателем Николаем Шадруновым, жившим в Ломоносове в середине 20 века и писавшим неформальные рассказы о его обитателях. За его чудаковатость и самобытность один из критиков назвал Шадрунова «Красной вороной». Вот и стала эта птичка символом городских неформалов! Сегодня кафе «Красная ворона» тоже уже история. Здание пустует. Но старые вывески всё еще напоминают о тех славных временах моей молодости!
Но жизнь продолжается! К дому, где была «Красная ворона», было пристроено современное здание, в котором в течение нескольких лет тоже работали ресторанные заведения. Последнее называлось гриль-бар «Академия», и было популярно у туристов. Поговаривали, что там неплохо кормят. Я успела убедиться в этом летом 2023 года, а вот на днях обнаружила, что «Академии» больше нет. Совсем. Здание снесли, а пространство между домом, где был ресторан «Красное ворона» и следующим зданием обнесли забором. Говорят, будут строить гостиницу! Очень актуально! А то в Ораниенбауме гостиница была, а в Ломоносове в 20 веке не было! Сейчас, когда город становится популярным, пора ситуацию исправлять.
Что находилось с том месте, где теперь забор, я никак не могу вспомнить! Говорят, долго стоял здесь добротный деревянный дом, в котором на первом этаже была кафе мороженица, очень популярное в советские времена заведение. В детстве я всё время болела ангинами. Может, поэтому родители обходили домик стороной? Впрочем, когда я подросла, мороженое я ела в доме напротив!
«Волна»
Там находился популярный (едва ли не единственный в то время) в Ломоносове ресторан «Волна». Когда-то эта двухэтажная постройка, сложенная из серого кирпича, напоминала огромную коробку, но мне казалась очень современной. Наверное, потому что слово «ресторан» ассоциировалось со словом «дворец», в смысле непозволительной роскоши! Правда, дворец в Ораниенбауме был доступен для всех, а ресторан нет! В то время по ресторанам обычные люди не ходили, просто потому, что было дорого. Ну и поэтому, заодно, считалось, что это неприлично! Ясно, что мне не довелось побывать в ресторане, расположенном на 2-м этаже. Зато на первом этаже располагалось что-то вроде кулинарии, и там продавали развесное мороженое. То самое, которое накладывали в хрустящий вафельный рожок длинной ложкой, формирующей такие привлекательные цветные шарики. Шоколадное, черносмородиновое, крем-брюле. Как же это было вкусно в детстве!
Но вот что удивительно! Здание сохранилось, но сегодня по моему описанию вы его не сможете отыскать ( фотографий тоже не отыскать). Оно изменилось до неузнаваемости. Это тот самый случай, когда в 21 веке применили популярный в 19 веке в Петербурге приём – «переодели» прежнее здание в новое архитектурное платье. И наряд оказался явно ему к лицу. Отреставрированное здание нашло достойное применение. В нём сегодня располагается Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района. Приятно, когда старые здания обретают достойную новую жизнь.
Завершая «ресторанную тему», стоит вспомнить, что популярный в 19 веке у дачников и местных жителей ресторан «Медведь» располагался совсем рядом, через дом от бывшего ресторана «Волна» и наискосок от «Красной вороны». Так что этот перекрёсток оказался своеобразным треугольником ресторанной жизни былых времен. Посмотрим, что будет дальше!
Продолжение скоро!
А начало здесь:
От автора.Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!