Найти в Дзене
Старший механик

Редуктор! Что это? И зачем он нужен?

Большинстве устройств, где есть двигатель, присутствует и редуктор. Всё потому, что для работы машины может не хватать либо крутящего момента, либо скорости вращения вала. Повысить или понизить эти величины как раз и позволяет этот узел.
Само название узла отсылает к латинскому reducere или английскому reduce, что в переводе означает «уменьшать». В случае с автомобилем под редуктором подразумевается тип механической передачи, который передаёт энергию с вала двигателя с одновременным изменением частоты вращения и крутящего момента. Ведь напрямую соединить двигатель с колёсами автомобиля невозможно — необходимо увеличить выдаваемый мотором момент, снизить угловую скорость и изменить направление вращения.
Технически редуктор в машине представляет собой корпус, в котором предусмотрены входной (он же ведущий) вал, принимающий крутящий момент от двигателя, и выходной (он же ведомый) вал, передающий изменённый крутящий момент на колёса. Естественно, каждый из валов имеет шестерни, жёстко


Большинстве устройств, где есть двигатель, присутствует и редуктор. Всё потому, что для работы машины может не хватать либо крутящего момента, либо скорости вращения вала. Повысить или понизить эти величины как раз и позволяет этот узел.

Само название узла отсылает к латинскому
reducere или английскому reduce, что в переводе означает «уменьшать». В случае с автомобилем под редуктором подразумевается тип механической передачи, который передаёт энергию с вала двигателя с одновременным изменением частоты вращения и крутящего момента. Ведь напрямую соединить двигатель с колёсами автомобиля невозможно — необходимо увеличить выдаваемый мотором момент, снизить угловую скорость и изменить направление вращения.

Технически редуктор в машине представляет собой корпус, в котором предусмотрены входной (он же ведущий) вал, принимающий крутящий момент от двигателя, и выходной (он же ведомый) вал, передающий изменённый крутящий момент на колёса. Естественно, каждый из валов имеет шестерни, жёстко закреплённые на них. На ведущем валу устанавливается меньшая по диаметру шестерня, а на ведомом — большая. За счёт разницы в диаметре и количестве зубьев за единицу времени шестерни совершают разное количество оборотов, что и обеспечивает изменение крутящего момента на выходе по сравнению с крутящим моментом на входе. В этом и заключается основной принцип работы редуктора.

Какие бывают редукторы?

Редукторы бывают одно- и многоступенчатыми, что напрямую влияет на их конструкцию — могут появляться дополнительные промежуточные валы и шестерни.
По принципу соединения зубцов ведущей и ведомой шестерён редукторы делятся на:

Червячные редукторы.

червячный редуктор
червячный редуктор


Как правило, шестерни этих агрегатов устанавливаются под углом 90° по отношению друг к другу. При помощи механизмов данного типа можно получить максимальный выигрыш в силе, а также существенно понизить обороты, передаваемые ведущей шестерней.

Планетарные редукторы.

планетарный редуктор
планетарный редуктор


Редукторные устройства планетарного типа состоят из множества шестерен, которые вращаются вокруг центрального зубчатого колеса. Агрегаты этого типа устанавливаются в коробках передач военной техники, а также в задних мостах большегрузных автомобилей. Нередко этими агрегатами оснащается сельхозтехника и техника специального назначения.

Конические редукторы.

конический редуктор
конический редуктор


Агрегаты этого типа оборудованы коническими шестернями, которые также располагаются перпендикулярно друг другу. Такие редукторные устройства в основном используются на автомобилях повышенной проходимости с полным приводом, а также в машинах с задним приводом колёс.

Цилиндрические редукторы.

цилиндрический редуктор
цилиндрический редуктор


Редукторные устройства цилиндрического типа нередко устанавливаются на переднеприводные авто, и шестерни в таких агрегатах имеют цилиндрическую форму. По отношению друг к другу зубчатые колёса расположены параллельно, что позволяет сделать механизм максимально компактным. Также эти устройства имеют повышенный эксплуатационный ресурс, и отличаются малой шумностью во время работы.

Чем редуктор отличается от дифференциала?

Если вы только в общих чертах представляете себе устройство автомобиля, но слышали о редукторе и дифференциале, то можете задаться вопросом: не одно ли это и то же? Чтобы ответить, давайте вспомним, зачем нужен редуктор. Его основная задача — повышать или понижать крутящий момент. А вот дифференциал предназначен совсем для другого: он перераспределяет момент между осями или между колёсами. Обычно дифференциал является составной частью редуктора, но выполняет совсем другую функцию, позволяя колёсам (или осям) вращаться с разной скоростью — например, в поворотах.

дифференциал
дифференциал