Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Караул Смерти» Стива Паркера: бегите, глупцы, Ордо Ксенос идет!

«Бегите, глупцы!»

У меня был экземпляр «Властелина Колец» в переводе В.А.М. — кстати, очень хороший, рекомендую, — так вот в нем Гэндальф говорил «Бегите, дурни». Но не суть важно. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Караул Смерти» Стива Паркера, в котором эти слова произносит Ультрадесантник по имени Соларион и по прозвищу Пророк, спешите видеть.

В этом романе истребительная команда Караула Смерти противостоит генокрадам. Если вам кажется, что идея не нова — чаще встречаются только истории противостояния Ультрамаринов и орков, то нужно учесть, что о Карауле Смерти не так уж много работ. И почти все они представляют интерес в первую очередь как истории взаимоотношений космодесантников из разных орденов и столкновения различающихся доктрин, а заодно и характеров.

Собственно, в этом смысле Паркер не подкачал. Но есть нюансы. Руководит отделением Караульных хладнокровный и обаятельный библиарий Каррас из редко упоминающегося ордена Призраков Смерти. Это наследники Гвардии Ворона с мутацией геносемени: они все альбиносы. Орден сторожит Вурдалачьи Звезды, что накладывает на них — и на самого Карраса — неизгладимый отпечаток. Симпатичный и невозмутимый Имперский Кулак Фосс — он, собственно, Имперский Кулак. Игнацио Соларион, как и положено Ультрамарину, методичный и серьезный, а еще он ужасный зануда и часто ругается с товарищами. А вот лучший друг Фосса — изобретательный и находчивый Зифер Зид, Гвардеец Ворона, очень популярный у части комьюнити персонаж: насмешливый, остроумный выдающийся рукопашник. И… пария-космодесантник из ордена Экзорцистов Дарион Раут в роли комиссара для командира-псайкера.

В роман включены предыстории этих космодесантников. Главным героем — условно, конечно, — является Каррас, поэтому рассказывается, как его решили направить из ордена в Караул Смерти, как его проверяли, как сделали кодицием Караула Смерти. Нас ожидают также многочисленные подробности о жизни Караульных, их тренировках, о том, как формировалась истребительная команда. Собственно, роман не зря называется «Караул Смерти», а не «Караульные против генокрадов»: он повествует именно о Карауле.

-2

Любопытная деталь: доспех космодесантника можно заблокировать нажатием кнопки. И у инквизитора такая кнопка есть. Хотя это крайне осложняет общение, и восстановить раз навсегда утраченное доверие уже не получится, но марины в безвыходном положении: поступая в Караул Смерти, они клянутся выполнять приказы инквизиторов, даже если те им поперек горла. А так случается нередко. Во-первых, у космодесантников зачастую собственные понятия о чести, о правильном, о ведении боя и т.д., во-вторых, инквизиторы по сложившейся в БЛ традиции часто показываются более бесчеловечными и отдают более жестокие приказы, чем Космодесант.

В какой-то момент понимаешь, что многим из Караульных недостает гибкости. Они как затвердили свои доктрины лет этак четыреста назад, в бытность юными скаутятами, так и не отступаются от них, и эти доктрины заменяют им и мудрость, и понимание жизни, и даже понимание военного дела: десантника может спасти доспех и мощное оружие, но он думает, что дело в Кодексе Астартес, как Соларион, или в упорстве, как Фосс.

Правда, по-моему, астартес должны бы получше адаптироваться. И если они мало-помалу притираются характерами, то умение учиться друг у друга боевым приемам им явно не помешает. Между прочим, в некоторых других книгах показано именно это и упоминается, что по возвращении из Караула Смерти астартес нелегко заново привыкнуть к собственным братьям — те кажутся им закоснелыми. Но Паркер явно не ставил перед собой цель показать психологию астартес или развитие персонажей: в основном их перепалки оттеняют различия в философии орденов или просто добавляют перцу в повествование, а главный упор сделан на экшне.

Однако в романе всегда больше одной сюжетной линии. И пока Каррас проходит испытания, а Зид демонстрирует непревзойденное владение боевыми искусствами в зале, гражданский звездолет направляется к шахтерскому миру Кьяро, неся на себе пассажирку, у которой дело к самому губернатору. Капитан неравнодушен к ней, но не очень-то нравится даме. Хотя у нас, у читателей, будет возможность оценить личные качества этого человека. У губернатора случатся очень драматические события. А на самом Кьяро ведет оперативную работу некто Ордима. Это хмурый мир со своими сложностями, далеко не комфортный для проживания. И на нем начинаются странные события. Рождаются странные дети. Появляются странные люди…

В целом сюжет довольно простой, и никакие эпизоды не являются нестандартными или необычными для сеттинга. Однако написано живо и занимательно.

Бой с тиранидами
Бой с тиранидами

Космодесанту уделено больше внимания, чем жителям Кьяро и другим сотрудникам Ордо Ксенос, но про смертных тоже интересно почитать. Я из тех читателей, кому интересно узнать, как устроена обычная жизнь в Империуме и как осуществляются в нем нормальные человеческие дела: работа в промышленности, торговля, управление, мода, питание. Интересен и инквизиторский процедурал. В книге об этом не очень много, но есть. Смертные у Паркера получились более живыми — если честно, Караульные при всем их обаянии вышли немного картонными, без глубокой проработки характеров.

Финал покажет, что сюжет не так прост, как кажется. В следующем романе о Карауле Смерти Паркер будет развивать тему многоходовок ордосов, хотя к истории на Кьяро не вернется. А теперь новость из разряда приятных для любителей именно Караула Смерти: готовится третий и заключительный роман об истребительной команде «Коготь» — об этом писатель сообщил у себя в Твиттере.