Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Письмо» Альберта Линча – зеркало социального неравенства

Каждое поколение художников стремится найти собственный путь, выработать новый стиль в искусстве. Не были исключением и художники Прекрасной эпохи – периода французской истории между концом XIX и началом XX века (в Великобритании ему соответствует вторая половина Викторианской и Эдвардианская эпохи). Зародившийся тогда модерн или, на французский манер, ар-нуво, принес миру множество восхитительных произведений живописи. Таких как «Письмо» Альберта Линча. Альберт Линч – живописец, жизнь которого похожа на пестрый калейдоскоп стран и народов. Перуанский художник, он родился в Германии, жил и работал во Франции и Бельгии, а умер в Монако. Мультикультурность жизненного и творческого опыта не могла не отразиться в его творчестве. Действительно, в центре сюжета большинства его картин – прекрасные и элегантные женщины, которых можно было встретить в любой европейской стране того времени. В этом смысле картина «Письмо» или, как ее еще называют, «Леди и ее горничная» – образцовый пример. На ней

Каждое поколение художников стремится найти собственный путь, выработать новый стиль в искусстве. Не были исключением и художники Прекрасной эпохи – периода французской истории между концом XIX и началом XX века (в Великобритании ему соответствует вторая половина Викторианской и Эдвардианская эпохи). Зародившийся тогда модерн или, на французский манер, ар-нуво, принес миру множество восхитительных произведений живописи. Таких как «Письмо» Альберта Линча.

Картина «Письмо» Альберта Линча / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_A_Lady_and_her_Chambermaid.jpg
Картина «Письмо» Альберта Линча / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_A_Lady_and_her_Chambermaid.jpg

Альберт Линч – живописец, жизнь которого похожа на пестрый калейдоскоп стран и народов. Перуанский художник, он родился в Германии, жил и работал во Франции и Бельгии, а умер в Монако. Мультикультурность жизненного и творческого опыта не могла не отразиться в его творчестве. Действительно, в центре сюжета большинства его картин – прекрасные и элегантные женщины, которых можно было встретить в любой европейской стране того времени.

Альберт Линч / Источник: Wikimedia Commons (Desconocido, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_foto.jpg
Альберт Линч / Источник: Wikimedia Commons (Desconocido, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_foto.jpg

В этом смысле картина «Письмо» или, как ее еще называют, «Леди и ее горничная» – образцовый пример. На ней Линч изобразил сцену из повседневной жизни аристократического дома. Молодая леди стоит, беззаботно опираясь рукой на балюстраду лоджии. Другую руку она протягивает к письму, которое ей на маленьком серебряном подносе подает горничная. Все в этой комнате с высоким потолком, начиная от наборного паркета и заканчивая мебелью с фигурными ножками, говорит о богатстве и утонченности.

Леди и ее горничная крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_A_Lady_and_her_Chambermaid.jpg
Леди и ее горничная крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Albert_Lynch_A_Lady_and_her_Chambermaid.jpg

В центре сюжета две женщины. Они наверняка ровесницы, примерно одного роста и, если приглядеться, даже черты их лиц схожи. Но на этом сходство между ними заканчивается, и начинаются контрастные различия. Леди одета в изысканное платье нежно-розового цвета и лакированные туфли. На плечи небрежно наброшена полупрозрачная накидка. Блестящие волосы тщательно уложены в прическу, на руке сверкает золотой браслет. Она не замечает служанку, томный взгляд устремлен на интересующее ее письмо. Сама поза леди, с рукой требовательно вытянутой сверху вниз, говорит о привычке повелевать. Другое дело горничная. На ней скромное черное платье с белоснежным фартуком и простые башмаки. Волосы убраны под белый чепец, стянутый черной лентой. Глаза служанки преданно устремлены на ее госпожу. С почтительным полупоклоном она протягивает снизу вверх поднос с почтой.

Примечательно, что на картине изображена не просто горничная, а служанка, которую в Викторианской Англии называли «chambermaid». За порядком в больших усадьбах следил огромный штат прислуги, и у каждого была своя специализация. Одни наводили чистоту в гостиной и библиотеке, другие помогали одеваться хозяйке, третьи, те самые «chambermaid» – прибирались в спальных покоях, разжигали камин и готовили горячую ванну.

За внешней красотой «Письма», написанного яркими светлыми тонами, и поверхностным сюжетом легко упустить из виду второй скрытый план. Альберт Линч изобразил женщин, одинаковых практически во всем, но стоящих на разных концах социальной лестницы. Каждая из них по прихоти судьбы могла оказаться на месте своей визави. Причудливым образом они как бы отражаются друг в друге, как в зеркале, дающем перевернутое изображение. Аллегория общества, актуальная во все времена.

|Справка| Полное название картины – «Письмо» (La lettre) / «Леди и ее горничная» (A Lady and Her Chambermaid). Автор – Альберт Линч (Albert Lynch). Жанр – жанровая сцена. Стиль – ар-нуво (модерн). Дата создания – ок. 1851-1912 гг. Материалы: масляные краски, холст. Размеры: 46 x 39 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!