Найти в Дзене

СВЕРИМ НАШИ ПРАВИЛА К вопросу о молитве за Отечество, победу и мир

В последнее время, по известным причинам, многие верующие стали искать новых и дополнительных молитв об Отечестве, воинстве, Церкви. Хотя, на самом деле, сама же Церковь и содержит в себе все необходимое в этом отношении - нужно только внимательнее быть к ее преданию и современному творчеству.
Прежде всего, за православным богослужением ежедневно возносятся прошения о "Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея". Прошения, которые сегодня приобрели предельную важность, содержательность и наполненность... Кроме того, крайнюю значимость получила патриаршая молитва "О Святой Руси", так же каждый день прочитываемая за Божественной литургией в русских православных храмах. Собственно, этот текст сейчас вполне отражает все патриотические переживания нашего народа. Молитва сия уместна - даже необходима! - и для келейного совершения. Важно только внимательно и правильно возносить ее слова, как они написаны, без самочинного произвола, вставок и подмен, которыми сегодня, случается, грешат

В последнее время, по известным причинам, многие верующие стали искать новых и дополнительных молитв об Отечестве, воинстве, Церкви. Хотя, на самом деле, сама же Церковь и содержит в себе все необходимое в этом отношении - нужно только внимательнее быть к ее преданию и современному творчеству.

Прежде всего, за православным богослужением ежедневно возносятся прошения о "Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея". Прошения, которые сегодня приобрели предельную важность, содержательность и наполненность... Кроме того, крайнюю значимость получила патриаршая молитва "О Святой Руси", так же каждый день прочитываемая за Божественной литургией в русских православных храмах. Собственно, этот текст сейчас вполне отражает все патриотические переживания нашего народа. Молитва сия уместна - даже необходима! - и для келейного совершения. Важно только внимательно и правильно возносить ее слова, как они написаны, без самочинного произвола, вставок и подмен, которыми сегодня, случается, грешат и служащие священники, нанося тем самым вред не только себе, но и послушающим их людям.

Мне, однако, сейчас хотелось бы обратить внимание на другое. Именно - на наше домашнее правило, к которому мы совершенно привыкли, а потому зачастую теряем способность хранить на нем внимание. Строго говоря, речь идет о последовании "На сон грядущим", а конкретно - о молитве "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче". В чем здесь проблема?

Уже лет полтора десятка я читаю это правило, как, видимо, и подавляющее большинство из нас, по одному из современных молитвословов (издание Сретенского монастыря, 2004). Но совсем недавно книжицы оной под рукой не оказалось, и мне пришлось прибегнуть к дореволюционному "Правильнику" (верней, его репринту), выпущенному, между прочим, в Киеве. Так вот, в Синодальный период в упомянутой молитве значились слова, которые в современной редакции купированы... Ничего нового, конечно, я бесчисленное количество раз уже читал их, но как-то... внимания особого не обращал. А нынче изменение в тексте очень требовательно просигнализировало о себе.

Вот это место: между словами "Путешествующим спутешествуй" и "Служащим и милующим нас..." до революции стояло "Императору споборствуй".

Сейчас прошение об императоре просто опущено.

Причина, по которой это сделано, вроде бы очевидна и понятна: императора в нашей стране давно не существует, да и сама страна - империей уже отнюдь, по крайней мере, не именуется. Молитвенные слова попросту потеряли всякий смысл. Хотя, в действительности, даже не абсурдность сакрального текста стала причиной правки, но крайняя опасность, а то и невозможность издавать его с таким прошением в советский период (когда, вне всяких сомнений, и было произведено редактирование).

В новое время с началом издательского бума купюра в вечернем правиле массово перекочевала в современные молитвословы - даже не в качестве традиции уже, а потому, видимо, что никто теперь не помнил, да и не потрудился вникнуть, как же оно было априори.

Впрочем, вру - некоторые все-таки проявили внимательность. Так, издательство Белорусского экзархата в 2006 году выпустило "Канонник или полный молитвослов": в нем вместо "императору" оказалось "Христианом споборствуй". Сам активно использовал (и использую) эту книжку...

Мысль не просто вырезать, но адекватно заменить прошение - совершенно справедливая и, на мой взгляд, единственно правильная. Другое дело, что ведь замена должна быть максимально синонимичной, не формальной. Да и актуальной.

Чтобы выполнить ее, замену, таким образом, сперва необходимо осмыслить, какое же содержание вкладывали авторы-литургисты в эту вставку? Прежде всего, она представлялась предельно важной - если ее слова в молитвенном предстоянии дома ежевечерне должны были возносить Богу все уды Тела Христова, то есть каждый участник Православной Российской Церкви (как называлась РПЦ до 1943 года). Это было действительно важно для каждого лично - для его существования. Просто потому, что уды не могут жить, если не будет жить Тело. А Тело не сможет жить, если не будет защищено...

Именно об этом, очевидно, глагол-императив прошения - "споборствуй": явно бранного, военного значения - споборствуй, значит защити, помоги на поле боя, сохрани в целостности, выведи победителем. Отчего же императору? Разумеется, не в частном плане (иначе уместным стало бы употребление имени собственного, "имя рек", что и было очень распространено в литургическом творчестве). Император позиционируется как глава державы, гарант государственности, без которой Церковь не имела бы ограды и самой возможности к существованию в то время. Он, безусловно, и персонифицировал собой благословение Божие нашему Отчеству, поскольку возводился на престол через церковное помазание.

Таким образом, прошение носило исключительно патриотический смысл. И смысл этот отнюдь не потерял своего значения для всей Русской Церкви, а значит и для каждого из нас. Никогда не терял. А сегодня и вовсе критически актуализировался!

Понятно отсюда, что замена "императора" на "христиан" не только не синонимична, но и вообще уводит в сторону от первоначального замысла. Тем более, хотя в собственном смысле христианами и возможно называть только православных, но сами же православные в большинстве своем относят к христианам и католиков, и протестантов, и разного рода схизматиков (тех же пэцэушников!), да и откровенных сектантов (типа мармонов). И что, просить Бога, дабы Он всем этим полчищам споборствовал? Гибели себе просить...

Да, императора не стало. И называть вместо него в молитве формально нынешнего главу государства кажется не совсем адекватным: президент - вовсе не помазанник, да и сама страна теперь вроде бы - многоконфессиональная и светская по основному закону.

Но! Государство по-прежнему остается оградой для нашей Церкви. Без которой мы сейчас будем еще более уязвимы, нежели в прошлые века. Просто потому, что верующих стало меньше. А убеждения их слабее. Верят сегодня в основном "без фанатизма". То есть не до смерти... Да, и враги умножились и обросли мускулатурой!

Так что для сохранения патриотического смысла в молитве, мне кажется, надобно не мудрствуя лукаво просить за само Отчество. И удобнее всего для этого использовать привычную формулировку мирной и сугубой ектений: "о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея". Лично я именно так определил для себя сию вставку и использую ее уже несколько месяцев: "Богохранимей стране нашей Российстей, властем и воинству ея споборствуй". Чего и вам желаю! Уверен, если хотя бы некоторые из нас (не говоря уж обо всех вместе) начнут в своем вечернем правиле постоянно обращаться ко Господу с такими словами, то это не только будет вполне соответствовать нашим общим потребностям и духу времени (как нынешнего, так и прошедшего), но реально приведет к столь необходимой Церкви и Отечеству победе...

В продолжение темы обращу внимание еще на один текст. Дело касается канона Иисусу Сладчайшему. Не все и не всегда его читают, но старинными уставами некоторых обителей он полагается в качестве ежедневного правила для монашествующих. Это относится, в том числе, к Оптине Пустыни и нашей Лавре... Кроме того, канон предписывается духовенству при подготовке к литургисанию.

Так вот, в пространной молитве после канона до революции тоже были прошения, которые сейчас убраны. Это место между словами "ниже токмо о мне самом, но и о нихже должен есмь" и "Спаси же и помилуй". Там стояли прошения о царствующем доме и опять же - об Отечестве. Вот как эти слова выглядели в киевском Правильнике (при Александре III): "...пособствуй благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Александру Александровичу всея России, и супруге его, благочестивейшей государыне, императрице Марии Феодоровне, наследнику его, благоверному государю, цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу, и всему царствующему дому, всей палате, воинству и всей державе их, даруй на супостаты победу, и царство их миром огради".

Как можно было просто и - простите! - тупо вырезать подобные слова? Святые слова! Ну, то есть понятно, что в советское время - можно и даже нужно. Но теперь?! Учитывая, что здесь содержится столь вопиюще значимое, как воздух надобное нам всем прошение о победе над супостатами и мире! Разумеется, сегодня просто необходимо вернуться к первоначальному замыслу молитвы - ну, с соответствующей правкой...

Поскольку здесь авторы ссылаются на императора и его сродников уже в личном контексте, с употреблением имен собственных, то, считаю, и современного главу государства допустимо поминать в подобном же формате - по имени-отчеству. Хотя я все-таки предпочитаю более сдержанный вариант - просто с указанием занимаемого поста: "глава Богохранимой страны нашей Российской". Эпитет "благочестивейший" пусть будет не в превосходной степени (все-таки речь не о помазаннике), но президент как православный верующий вполне может именоваться просто благочестивым. (И, кстати, если бы он являлся иудеем, скажем, или масоном каким-нибудь, нехристем, то эта молитва, само собой, была бы вообще не про него).

Далее: "вся палата" - это, очевидно, представители различных ветвей тогдашней власти, а "царство" легко заменяется на "Отечество", например.

Итак, вот что получилось у вашего покорного слуги: "...пособствуй благочестивому главе Богохранимыя страны нашея Российския, всем властем, воинству и всей державе нашей, даруй на супостаты победу, и Отечество наше миром огради".

По-моему, замечательнейшая молитва! Важные, нужные и вожделенные для верующего русского сердца слова! Произношу их почти ежедневно (в некоторые дни перед литургией положены иные каноны) и верю, что они не будут не услышаны Господом. И всех призываю читать канон Иисусу Сладчайшему или хотя бы только молитву эту его - ради возвращения просьбы к Богу о нашей победе и мире...

Это, впрочем, не все. Дальше здесь следовало прошение о "Святейшем Правительствующем Синоде". Да, оно законно снято. Но на сей раз не просто снято, а именно заменено. Однако! Заменено на "святейшия православныя патриархи". Во всяком случае, что есть у меня - и сретенский молитвослов, и белорусский, - оба "молятся" о патриархах во множественном числе. То есть не только о нашем. Чувствуете, как вновь происходит плавный уход в другую сторону?! Речь-то изначально шла только о нашей, Русской Церкви и о нашей стране. А тут - православные патриархи вообще... Нет, я не против, в принципе, патриархов, тем более православных. Но только интонация молитвы с патриотической подправляется на какую-то космополитическую, что ли. Или глобалистскую, если хотите... Учитывая, что изрядная часть нынешних патриархов открыто выступает на стороне наших врагов и целенаправленно трудится над разрушением Русской Церкви - признавая, в частности, раскол на Украине... Сегодня их поминать можно лишь выборочно и поименно - в совокупности там слишком много токсичных примесей.

Синод не просто законодательно, но и исполнительно управлял нашей (и только нашей!) Церковью до 1918 года, выполнял функции Патриарха. Поэтому и поминовение о нем нужно менять на поминовение конкретно нашего Патриарха - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Так и только так!

И еще. При совершении проскомидии, вынимая вторую частицу из четвертой просфоры, считаю, очень уместно в современных реалиях - и даже надобно! - добавлять поминовение воинства: "Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу, православных людей и воинство ея". Также возглашение о стране и воинстве крайне нужно бы на Великом входе: "...Богохранимую страну нашу Российскую, православных людей и воинство ея..."

Разумеется, это мои частные размышления. Но я все-таки в глубине души очень уповаю, что они обратят на себя внимание, допустим, Издательского совета. И иных синодальных структур. И мне за это ничего не будет!

Добра, победы и мира, дорогие соотечественники!

Иеромонах СЕРГИЙ (Родченко).