25 апреля 1916 года появился на свет Натан Абрамович Остерман, который стал великим архитектором. Родился он в Харькове в семье евреев и с самого начала его история была увлекательной. Окончив МАРХИ в 1940 году, Остерман начал свой путь в архитектуре, работая студентом и затем сотрудником института.
В 1942 году он вступил в Союз архитекторов СССР, а в 1946 году закончил аспирантуру Академии архитектуры СССР. Получив степень кандидата архитектуры, Остерман присоединился к КПСС в 1947 году и закончил Университет марксизма-ленинизма в 1951 году.
С 1953 года он руководил мастерской Специального архитектурно-конструкторского бюро и преподавал в МАРХИ с 1954 года. Однако, его настоящей страстью было проектирование жилых домов, где он стал одним из лучших в индустриальном домостроении.
Он был автором проектов экспериментальных домов в разных местах. Эти идеи живут до сих пор. В этой статье мы рассмотрим жизнь и вклад Натана Остермана в архитектуру, вдохновляясь его уникальными идеями, которые дошли до наших дней.
В те годы проводился значительный эксперимент в области жилищного строительства с целью разработки экономичных и практичных решений. Институт жилища активно работал над созданием типовых проектов жилых зданий, которые были простыми в выполнении и стандартизированы по планировке и конструкции. Вторая половина 1950-х годов стала временем широкого внедрения типового проектирования и индустриального строительства жилья, и заслуга в этом принадлежит работам Института жилища.
Среди значимых проектов выделяется один из первых крупнопанельных бескаркасных жилых домов на Октябрьском поле, ул. Маршала Бирюзова, дом 7 (1951—1956), который был реализован в составе коллектива.
Экспериментальные жилые кварталы Новых Черёмушек № 9 (1956—1957) и
№ 10, с комплексом домов гостиничного типа (1962—1965), в Новых Черемушках также стали важным вкладом в развитие инновационного строительства. Но особое внимание заслуживает экспериментальный дом-комплекс в Новых Черемушках, известный как «Дом нового быта» (1969). Сейчас носит название как Дом аспиранта и стажёра (ДАС) — вскоре ставшее студенческое общежитие Московского государственного университета.
Под руководством коллектива архитекторов был создан уникальный проект, который стал воплощением новых идей в области жилищного строительства.
Опыт проектирования и строительства дома-комплекса на улице Шверника оказал значительное воздействие на теорию и практику советской архитектуры. Этот опыт стал важным компонентом современной работы по созданию жилых комплексов, особенно ориентированных на молодежь.
Здание, в настоящее время используемое как общежитие для студентов, было задумано в 1971 году как социальный и архитектурный эксперимент для создания массового жилья в стране, принявшей курс на коммунизм. Изначально оно называлось "Дом нового быта" и было разработано группой архитекторов под руководством Натана Остермана, автора экспериментального 9-го квартала Новых Черёмушек, предназначенного для одиночек и молодых семей. Этот проект был ранним примером "архитектуры соучастия", где будущие жильцы вносили предложения относительно инфраструктуры и внутренней организации. Совместно с архитекторами работали социологи, исследовавшие воздействие организации жилой среды на формирование личности и представления советского человека о желаемом жилье в конце 1960-х годов.
Дом нового быта задумывался как многофункциональный жилой комплекс с разнообразными общественными пространствами и системой бытового обслуживания. Он ставил своей целью избавление жильцов от рутинных бытовых забот, чтобы освободить время для занятий спортом, хобби и самообразования. Проект Остермана переосмысливал опыт советских домов-коммун 1920-х годов и идеи жилого строительства Ле Корбюзье. По словам самого архитектора, он стремился помочь людям преодолеть одиночество и чувство потери в современных крупных городах. Стоит отметить, что Дом нового быта не был серийным проектом, и вопросам стоимости и содержания такого жилья уделялось относительно небольшое внимание.
В паре V-образных 16-этажных строений Жилого Комплекса Современного Облика (ЖКСО), предназначенных для размещения до 2,5 тысяч человек, заложены 812 квартир различных планировок: от однокомнатных до трехкомнатных, предназначенных для проживания от 1 до 4 человек. Планировалось предоставлять жильцам квартиры полностью оборудованными мебелью и необходимой техникой, что позволяло тщательно продумать детали интерьера. Все квартиры были спроектированы с уникальным дизайном, направленным на формирование вкуса и адаптацию к современному образу жизни жильцов. Небольшие размеры квартир предполагали использование встроенной и складной мебели. Отказ от обычной кухни в пользу "кухонной ниши" с электрической плитой, раковиной и небольшим холодильником компенсировался наличием общей кухни-столовой на каждом этаже, рассчитанной на 15-20 человек.
Нововведение в виде внутренних раздвижных перегородок является дополнительным элементом, придающим уникальность жилым помещениям. Эти раздвижные конструкции не только обогащают интерьер, но и предоставляют жильцам возможность индивидуальной организации пространства в соответствии с их потребностями. Таким образом, они дополняют общую концепцию современного и функционального облика.
Проект также акцентирует внимание на воспитании вкуса и привыкании к современному образу жизни. Внутреннее пространство квартир разрабатывается в едином художественно-декоративном ансамбле. Каждая квартира имеет свою цветовую гамму, а использование встроенной мебели и откидных столов способствует максимальному освобождению пространства. Уникальность проекта проявляется также в перемещении ламп в плоскости потолка, предоставляя жильцам возможность регулировать освещение в соответствии с их потребностями и предпочтениями.
В архитектурном аспекте "Дом нового быта" тесно переплетается с принципами Ле Корбюзье и первой волной модернизма. Примечательными чертами здания являются ленточные окна, столбы-опоры первого этажа и тонкие опоры-колонки, что является характерным признаком модернизма. Несмотря на то, что это не просто дом, а целый комплекс, включающий два 16-этажных корпуса, соединенных переходом, и боковые 2–3 этажные блоки, он сохраняет архитектурную связь с принципами модернизма.
Натан Абрамович Остерман был исключительным искателем нового в своей профессиональной деятельности. Его подход к работе сочетал в себе страсть творца и исследователя. Приступая к новым проектам, он, как вспоминают его молодые соратники, обращался к своей диссертации. Эта диссертация была посвящена нерешенным проблемам жилищного строительства, и там он находил возможные подходы к решению новых задач. Такой метод подчеркивает его стремление к инновациям и поиску уникальных решений, где профессиональный и личный опыт тесно переплетаются, формируя уникальный подход к архитектурному творчеству.
В последние годы жизни Н. А. Остерман вместе с группой специалистов занимался проектами высотных 32-этажных жилых домов, оснащенных жестким монолитным железобетонным сердечником. Эти инновационные здания представляли собой не только современные решения в области архитектуры, но и имели потенциал стать ключевыми элементами в формировании современного облика Москвы. Таким образом, вклад Натана Остермана в разработку и воплощение подобных проектов не только обогатил практику советской архитектуры, но и оставил след в развитии городского пространства, в частности, в создании современных жилых комплексов с учетом потребностей молодого поколения.
Архитектурное творчество – это совместное искусство. Это не только потому, что в наше время проекты обычно создаются коллективом, в котором участвуют различные таланты, но и потому, что запросы на архитектурные решения, требующие значительных инвестиций, формируются и поддерживаются обществом в соответствии с его текущими возможностями. Для воплощения в жизнь любого проекта требуются технические навыки и труд множества людей, без которых даже самый гениальный замысел остается лишь неосуществленной мечтой. Еще одним аспектом коллективности в искусстве архитектуры является создание города, формируемого "коллективом" архитекторов в течение веков. Их творения, встречаясь на улицах и площадях, становятся неотъемлемой частью визуального и культурного наследия города, создавая уникальное пространство, насыщенное встречами и взаимодействиями. Эти встречи – это и неизбежность, и важность, оставляющие свой след в истории и атмосфере каждого уголка созданного временем городского ландшафта.
Творчество Натана Абрамовича Остермана, как исключительного архитектора и исследователя, видно не только в форме здания, но и в его методе работы. Использование собственной диссертации для нахождения подходов к решению новых задач подчеркивает его постоянное стремление к инновациям и глубокому пониманию проблем жилищного строительства. Таким образом, "Дом нового быта" становится не только памятником архитектуры, но и символом поиска новаторских решений в сфере градостроительства.