Найти тему

Профилактика проблем со зрением у учащихся.

Зрение считается одним из наиболее удивительных явлений природы. Оно обеспечивает людям до 90% информации, получаемой из окружающего мира. Хорошее зрение необходимо для выполнения любых задач - будь то учеба, отдых или обыденная жизнь. Каждый должен осознавать важность защиты и поддержания зрения.

Недостаток физической активности современного человека негативно сказывается на функциональных возможностях глаз, что приводит к серьезным проблемам. С другой стороны, избыточная нагрузка на глаза и мозг вызывает различные заболевания. В развитых странах каждый четвертый человек страдает от близорукости. Особенно актуальной проблемой стало влияние экранов и компьютеров на зрение.

Проблемы со зрением зависят не только от условий зрительной работы, но также от других социальных и бытовых условий. Например, такие как питание, включая недостаток витаминов, а также климатические условия и природные факторы. Исследования показывают, что зрительные нарушения связаны с общим состоянием здоровья, с развитием глаза во время роста, наследственной предрасположенностью и другими факторами.

В период школьных лет близорукость (миопия) чаще всего развивается из-за продолжительного зрительного напряжения на близком расстоянии, такого как чтение, письмо и рисование, особенно в условиях плохого освещения. Это приводит к нарушению кровоснабжения и изменениям в глазном яблоке, что вызывает его растяжение. В результате дети плохо видят далеко расположенные объекты и текст на доске, пытаются исправить ситуацию, прищурившись или потерев глаза. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество школьников с близорукостью, а также степень её выраженности.

Дальнозоркость (гиперметропия) - это природное состояние, связанное с особенностями строения глаза. Она вызывает ухудшение зрения на близком расстоянии, быструю утомляемость глаз и боли, связанные с зрительной нагрузкой.

Астигматизм, в свою очередь, происходит из-за нарушения кривизны роговицы, что приводит к ухудшению зрения как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижению работоспособности глаз и боль в них при работе вблизи.

Исследования зрения школьников проходят по широкому спектру, и все ученые приходят к общему выводу, что количество учащихся с близорукостью возрастает с каждым классом.

С возрастом не только увеличивается процент близорукости среди учащихся, но и ее степень. Это имеет большое значение при рассмотрении этой проблемы с точки зрения профилактики. Профилактика нарушений зрения делится на первичную - предотвращение возникновения нарушений зрения, и вторичную - предупреждение прогрессирования уже существующих нарушений зрения.

Основные гигиенические аспекты учебного режима для школьников, такие как расписание уроков, организация перемен, занятий и отдыха во внеурочное время, играют важную роль. Особенно важно уделять внимание учащимся младших классов, так как их зрение проходит большие изменения, а у них еще не сформировались достаточные навыки чтения, письма и усидчивости. Поэтому четыре урока в день могут быть слишком большой нагрузкой, особенно для их зрения. Исследования подтвердили, что ученики первых классов чувствовали значительное снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости реакций и общей работоспособности к концу третьего и особенно четвертого урока в обычном учебном режиме. Следовательно, количество уроков и их чередование по сложности и степени зрительного напряжения помогают снизить усталость глаз.

Следует также обратить внимание на то, как учащиеся распределены по сменам. В некоторых школах учебные занятия продолжаются и во вторую смену. С точки зрения сохранения здоровья глаз учащиеся с первого по четвёртый класс должны обучаться исключительно в первую смену. Это позволит более эффективно организовать учебный день, что, в свою очередь, приведет к снижению утомления детей. Они будут иметь больше времени на отдых, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и так далее. Кроме того, отдых способствует улучшению зрительных функций. Уроки в первую смену также проходят в более благоприятных условиях освещения.

Поэтому для предотвращения развития близорукости у школьников необходимо улучшить условия освещения на их учебных местах как в школе, так и дома. Стены классов и поверхности столов должны быть покрашены в светлые цвета. Оконные стекла следует регулярно мыть и протирать, а также не размещать на подоконниках предметы, которые могут закрывать доступ света. Также важно учитывать, что ученики из первого ряда имеют хорошее освещение, в то время как ученики из третьего ряда могут столкнуться с недостаточным освещением в пасмурную погоду. Для обеспечения равных условий для всех учеников необходимо каждую четверть менять их местами, чтобы они сидели на одинаковом расстоянии от доски.

Регулярное обсуждение с родителями организации домашних занятий необходимо. Не следует сразу после школы приступать к выполнению заданий, так как это может ухудшить зрительные функции, ослабленные во время уроков. 1-1,5 часа отдыха после школы помогает снизить утомление и улучшить зрительные функции. Домашние занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с теми, где глаза меньше напрягаются. Рекомендуется делать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет правильное устройство рабочего места в домашних условиях.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Яркий свет и особенно свет от ламп без абажура может ослеплять, вызывать напряжение и утомление глаз. Поэтому освещение на рабочем месте должно быть около 150 люкс. Это должно быть достаточным, мягким и без резких бликов и теней, приятным для глаз. Прозрачные абажуры ярко-красного цвета утомляют глаза быстрее, чем матовые зеленые или желтые. Телевизионные передачи имеют свое место в режиме дня школьников разных возрастов, но их просмотр должен быть регламентирован с точки зрения гигиены, учитывая, что они являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Важно создавать оптимальные условия в режиме дня, чтобы телевизионные передачи не усиливали усталость от дня и приносили пользу, способствуя отдыху детей.

Для предотвращения утомления и напряжения глаз при просмотре телепередач крайне важны три условия: расстояние от зрителя до экрана, освещение в комнате и качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшие утомление и напряжение глаз у людей возникают при слишком близком расположении к экрану телевизора. К этому добавляется то, что зрители часто принимают различные позы во время просмотра. В семье каждый предпочитает своё место перед телевизором. Важно удобно расположиться в кресле или на стуле (при этом они не должны быть слишком мягкими) на расстоянии от 1 до 2 м от черно-белого телевизора и от 2 до 3 м от цветного. Расстояние от экрана больше 5–5,2 м не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне зрения сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, их следует надеть во время просмотра, чтобы избежать излишнего напряжения глаз.

При длительном сидении вы испытываете статическую нагрузку, которая утомляет больше, чем динамическая. Мышцы, поддерживающие равновесие тела, быстро утомляются от постоянной работы против силы тяжести. Уставший школьник часто принимает неправильную позу, что может привести к мышечным неравновесиям и искривлению позвоночника. Близорукость может также развиться из-за чрезмерной нагрузки на зрение при наклонении книги из-за усталости. Правильное посадка подразумевает вертикальное положение туловища, слегка наклоненную вперед голову, параллельные краю стола и горизонтальные плечи, свободно опирающиеся руки, согнутые в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом ноги, опирающиеся ступнями на пол или подставку, и спину, опирающуюся в области поясницы на спинку стула.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Одной из главных причин нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие - утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутри глазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз

Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые  витаминами, среди которых особое значение имеют:

Витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение.  Характерными признаками его дефицита в организме  являются трещины в углах рта, снижение аппетита, слабость, апатия, головная боль, ощущение жжения кожи, резь в глазах. Источниками витамина В2 служат цельное молоко, простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, грибы.

Витамин А, при  недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»), поражается роговица глаза, в запущенных случаях развивается ксерофтальмия (сухость глаза).Витамин А содержится в сливочном масле, цельном молоке, яичном желтке, печени (особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат, щавель, зелень (как культурная, так и дикорастущая), а также плоды шиповника богаты  бета-каротином – предшественником витамина А, который образуется в организме человека при употреблении этих продуктов (в сочетании с жирами – растительным маслом, сметаной, т.к. этот витамин относится к группе жирорастворимых).

Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

Берегите зрение!