Найти в Дзене
Speclab

Дипфэйк против доказательного видеонаблюдения

Ваша видеозапись – подделка! Ну, началось… Даже странно, что так долго откладывалось. Не только в России, даже в европейских судах стали обесценивать собранные видеодоказательства одним только словом – дипфейк. Сегодня уже в свободном доступе ИИ-программы, которые без лишних усилий позволяют создать любой контент с любыми лицами, любой обстановкой и даже с любым голосом. Если и раньше наши суды приобщали видеозаписи по своему усмотрению, то теперь вообще непонятно, есть ли смысл в видеонаблюдении. Юридическая процедура, чтобы какой-либо факт стал неопровержимым, нужна его привязка к месту и времени, теперь не работает. Дипфейк можно вписать в любой антураж и подогнать под любое время с участием любых лиц. Но осталась одна зацепка… Подлинность видеоматериалов может устанавливаться не исходя из изображения, а по устройству и типу записи. Это важно знать! Если вы принесете в суд стандартный видеоролик на флэшке, будете разочарованы. Когда сотрудники Спецлаб привлекаются в качестве эксперт

Ваша видеозапись – подделка!

Ну, началось… Даже странно, что так долго откладывалось. Не только в России, даже в европейских судах стали обесценивать собранные видеодоказательства одним только словом – дипфейк. Сегодня уже в свободном доступе ИИ-программы, которые без лишних усилий позволяют создать любой контент с любыми лицами, любой обстановкой и даже с любым голосом.

Если и раньше наши суды приобщали видеозаписи по своему усмотрению, то теперь вообще непонятно, есть ли смысл в видеонаблюдении. Юридическая процедура, чтобы какой-либо факт стал неопровержимым, нужна его привязка к месту и времени, теперь не работает. Дипфейк можно вписать в любой антураж и подогнать под любое время с участием любых лиц. Но осталась одна зацепка…

Подлинность видеоматериалов может устанавливаться не исходя из изображения, а по устройству и типу записи. Это важно знать! Если вы принесете в суд стандартный видеоролик на флэшке, будете разочарованы. Когда сотрудники Спецлаб привлекаются в качестве экспертов, то всегда делают упор на устройство и технологию записи. Грубо говоря, в суд просим принести непосредственно ту «железяку», на которой изначально была произведена видеозапись. Это или дивиар, или смартфон, или даже компьютер. Кстати, на ПК с Windows проще всего провести проверку подлинности, потому что в системе (и в операционке, и в программе, и на жестких дисках) остается множество следов от созданных файлов. Сложнее всего с китайскими видеорегистраторами – обычно это закрытые системы. В смартфон тоже как-то можно имплантировать смонтированный видеоролик, но надо учитывать особенности камеры этого смартфона, часто сразу видно, что изображение сильно отличается от того, что может снять конкретная камера телефона. В случае с Андроидом мы довольно точно можем установить, писал ли телефон в указанный момент с видеокамеры, какая была координата GPS от Гугла, какое реально время было выставлено.

Кроме того, в копилку доказательств попадает формат записи, насколько точно он соответствует тому, что выдает камера и устройство видеозаписи. Это и кодек, и битрейт, и скорость, и даже неоднородность кадров. Когда мы накидываем сотню проверенных подтверждений, судья обычно сдается и принимает доказательства.

Кроме того, зная эти траблы с судами, в свою программу мы еще много лет назад интегрировали технологию водяных знаков с верификацией через ЭЦП. Таким образом, не надо нести в суд оборудование, достаточно и файла на флэшке, потому что в нем уже прописаны доказательные хэш-коды. Естественно, у оппонирующей стороны возникает вопрос: а не в сговоре ли Спецлаб со свидетелем? Ведь только наши программисты теоретически могут сломать то, что сами и написали. Но оппонент должен и доказать преступную связь и сговор, обычно суды верят нам.

Но в мире все равно уже назревает необходимость организации какого-то независимого удостоверяющего центра. Это может быть правительственная организация или лучше всего независимый блок-чейн. Организовывать административные структуры мы не умеем, а вот второй вариант сейчас активно прорабатываем.