Завершить строительство трассы планируется до конца 2028 года
Турция впервые за долгое время обозначила свою позицию по созданию Зангезурского коридора, который должен соединить страну с Азербайджаном. Министр транспорта республики Абдулкадыр Уралоглу заявил, что азербайджанская часть маршрута почти готова, параллельно строятся автотрасса и железная дорога в Нахичеванском эксклаве, а Армения, по территории которой пройдет часть дороги, якобы посылает позитивные сигналы, пишет газета «Известия».
История вопроса:
– В целом весь процесс создания этого коридора займет пять лет. То есть думаю, что в 2028 году мы полностью завершим все работы, – отметил турецкий министр.
Уралоглу напомнил, если раньше Ереван отрицательно относился к проекту, то премьер-министр Никол Пашинян стал посылать «позитивные сигналы». В 2023 году широко обсуждалось создание дорог через территорию Ирана.
– Мы осуществим проект Зангезурского коридора, но не возражаем против того, чтобы Иран тоже стал частью связки, – сказал высокопоставленный чиновник.
Согласно данным турецкого информагентства «Анадолу», в Азербайджане территорию около железнодорожного полотна полностью очистили от мин, линия в направлении Армении готова на 45%, строительство планируется завершить до конца года. Автодорога готова на 80%, большая часть трассы будет шестиполосной.
Зангезурский коридор планируют проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с пограничным с Турцией Нахичеванским эксклавом. Для Анкары упростится сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии.
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев говорил, что рассчитывает на «облегченный проход» и внедрение «калининградской модели» транзита через Зангезурский коридор, следовательно, не должно быть таможенных пошлин и пограничных проверок.
В Ереване отмечали, что в случае прокладки коридора страна может оказаться отрезанной от границы с Ираном. Премьер–министр Армении Никол Пашинян подчеркивал, что поддерживает полное открытие транспортных коммуникаций на равноправной основе, но выступает против «коридорной логики».
Однако в октябре прошлого года представители двух стран дали старт строительству автомобильного моста и таможенно–пограничного пункта.
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев подчеркивал, что полностью Баку от идеи не отказывается, но армянская сторона «должна продемонстрировать реальную заинтересованность».
После новостей о сближении Азербайджана и Ирана армянское руководство представило свой проект под названием «Перекресток мира». В Ереване отмечали, что в рамках этой инициативы предполагается разблокировать на Южном Кавказе все дороги и погранпункты.
– Все страны используют инфраструктуру друг друга на основе равенства и взаимности, — пояснял Пашинян главную идею проекта, но при этом пожаловался, что его предложение в Баку и Анкаре встретили прохладно.
– Армения однозначно поддерживает разблокировку границ с Азербайджаном и Турцией, но мы категорически против некоего особого коридора. Пока этот вопрос зашел в тупик. Возможно, через некоторое время Баку и Анкара осознают реальность и прислушаются к нашим предложениям, – подчеркивает армянский политолог Александр Искандарян.
Азербайджанский политолог Фархад Мамедов говорит, что не видит перспектив урегулирования вопроса.
– Видимо, нынешнее тупиковое положение будет сохраняться до 2025 года, когда истечет срок действия трехстороннего заявления. К этому времени как раз будут достроены последние участки маршрута на азербайджанской и турецкой территориях. После 2025 года диалог с Ереваном будет вестись на других принципах, — полагает эксперт.
Российский политолог Станислав Тарасов отмечает снижение интереса к созданию Зангезурского коридора.
– Мы видим, что началось строительство коммуникаций на территории Ирана. Думаю, команда Пашиняна свой шанс упустила. Армения, похоже, остается за бортом крупных проектов. Азербайджан же вместе с Ираном и Россией участвует в создании коридора «Север – Юг» и, видимо, сумеет решить вопрос сухопутного пути в Турцию. Все это сделает страну важным логистическим центром, – подчеркивает он.
Напомним, Зангезурский коридор может стать частью МТК «Север–Юг». Проект предполагает восстановление железной дороги, соединяющей Нахичевань с остальным Азербайджаном через Сюникскую область Армении. Дорога существовала в советское время, потом часть полотна, в основном на территории Армении, была разобрана. После второй карабахской войны в 2020 году стороны договорились о восстановлении транспортного сообщения на этом участке. LR