Расположение приборов, сигнальных и контрольных ламп в комбинации приборов показано на рис. 1.7.
1 – тахометр показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Шкала имеет деления от 0 до 7, цена деления 0,5. Чтобы определить частоту вращения коленчатого вала в мин-1, нужно показания тахометра умножить на 1000. Зона шкалы красного цвета — опасный для двигателя режим работы.
2 – сигнальная лампа неисправности силового агрегата. Для автомобилей с механической коробкой передач мигание сигнализатора говорит о появлении неисправности в работе двигателя, при этом ухудшаются мощностные параметры двигателя. Постоянное горение лампы указывает на необходимость остановки двигателя.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач горение сигнализатора указывает на неисправность или повышение температуры в коробке передач. В этом случае переведите селектор коробки в положение «P» или «N» и дайте поработать двигателю на холостом ходу в течение 10 мин.
3 – сигнальная лампа системы курсовой устойчивости (ESP). Горение сигнализатора свидетельствует о неисправности системы при ее активации. В этом случае система автоматически отключается. При отключении системы ESP вручную сигнализатор также загорается.
4 – сигнальная лампа неисправности системы подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности загорается на 3 с, подтверждая работоспособность системы. Горение сигнализатора во время движения указывает на неисправность системы.
Предупреждение
Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной системой подушек безопасности.
5 – контрольная лампа включения левого указателя поворота (в виде стрелки со светофильтром зеленого цвета) загорается мигающим светом при включении левого указателя поворота (синхронно с ним). Мигание контрольной лампы с удвоенной частотой свидетельствует о перегорании лампы в каком-либо указателе левого поворота.
6 – указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Красная зона предупреждает о перегреве двигателя. Если стрелка перешла в красную зону, следует остановиться, дать двигателю остыть и устранить причину перегрева.
7 – контрольная лампа иммобилизатора двигателя (система защиты автомобиля от угона, предотвращает пуск двигателя от неправильно запрограммированного ключа).
Предупреждение
Если при включении зажигания контрольная лампа не гаснет, выключите зажигание, извлеките ключ и повторите процедуру. Если при повторных попытках не удастся пустить двигатель, обратитесь на станцию технического обслуживания, где помогут устранить неисправность.
8 – указатель уровня топлива электромагнитного принципа действия. Красная зона означает резервный остаток топлива.
Предупреждение
По возможности избегайте езды на резервном остатке топлива. Работа электробензонасоса при отсутствии непрерывной подачи топлива с попаданием в систему воздуха приведет к выходу насоса из строя!
9 – контрольная лампа включения правого указателя поворота (в виде стрелки со светофильтром зеленого цвета) загорается мигающим светом при включении правого указателя поворота (синхронно с ним). Мигание контрольной лампы с удвоенной частотой свидетельствует о перегорании лампы в каком-либо указателе правого поворота.
10 – сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при включении зажигания и гаснет сразу после пуска двигателя. Горение лампы или ее свечение вполнакала при работающем двигателе указывает на отсутствие зарядного тока, вызванное неисправностью генератора или регулятора напряжения, а также слабым натяжением (или обрывом) ремня привода генератора.
Предупреждение
Движение автомобиля с горящей лампой запрещается, так как, помимо полного разряда аккумуляторной батареи, это может указывать на замыкание в цепи зарядки, которое может привести к пожару.
11 – контрольная лампа включения габаритного света загорается при включении габаритного света.
12 – контрольная лампа включения дальнего света фар загорается при включении дальнего света фар.
13 – сигнальная лампа опасности обледенения загорается оранжевым светом при температуре воздуха окружающей среды от +1 до +4 °С. При температуре воздуха окружающей среды ниже +1 °С сигнализатор загорается красным светом.
14 – спидометр показывает, с какой скоростью в данный момент движется автомобиль. Шкала проградуирована от 0 до 210 км/ч, цена деления 10 км/ч.
15 – сигнальная лампа открытых дверей загорается, если какая-либо дверь не закрыта или закрыта не полностью.
16 – контрольная лампа включения задних противотуманных фонарей загорается при включении задних противотуманных фонарей.
17 – сигнальная лампа минимального резерва топлива постоянно горит при остатке топлива в баке около 6,5 л.
Предупреждение
По возможности избегайте езды на резервном остатке топлива. Работа электробензонасоса при отсутствии непрерывной подачи топлива с попаданием в систему воздуха приведет к выходу насоса из строя!
18 – сигнальная лампа аварийного состояния тормозной системы. Загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Загорание лампы при работающем двигателе свидетельствует о падении уровня тормозной жидкости ниже метки «MIN» на бачке главного цилиндра привода тормозной системы.
Предупреждение
Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой категорически запрещена.
19 – кнопка выбора сообщений на информационном дисплее.
Рис. 1.8. Жидкокристаллический дисплей
20 – жидкокристаллический дисплей (рис. 1.8). Верхняя строка 1 по выбору отображает запас хода по топливу или часы, строка 2 – суточный пробег, строка 3 – общий пробег автомобиля.
В зависимости от комплектации на автомобиль могут устанавливать бортовой компьютер (см. «Маршрутный компьютер»), тогда на жидкокристаллический дисплей выводятся функции бортового компьютера.
21 – кнопка обнуления показаний информационного дисплея.
22 – сигнальная лампа аварийного падения давления масла загорается при включении зажигания и предупреждает, что давление в системе смазки двигателя ниже нормы.
При работающем двигателе горящая сигнальная лампа и постоянный (в течение 5 с) сигнал зуммера указывают на недостаточное давление в системе смазки двигателя.
Предупреждение
Эксплуатация автомобиля с неисправной системой смазки может привести к серьезным поломкам двигателя.
23 – контрольная лампа электроусилителя рулевого управления загорается оранжевым светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя.
Предупреждение
Загорание контрольной лампы электроусилителя рулевого управления при работающем двигателе указывает на неисправность электроусилителя, которую необходимо устранить. Эксплуатация автомобиля с неисправным рулевым управлением опасна для жизни.
24 – контрольная лампа отключения повышающей передачи загорается при включении режима OVERDRIVE.
25 – контрольная лампа включения свечей накаливания (только для автомобилей с дизельным двигателем) загорается при включении свечей накаливания.
26 – контрольная лампа включения передних противотуманных фар загорается при включении передних противотуманных фар.
27 – сигнальная лампа «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Загорается оранжевым светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя.
Примечание
Горение сигнальной лампы «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ» при работающем двигателе свидетельствует о неисправности системы управления двигателем (системы впрыска топлива). Это не означает, что двигатель должен быть немедленно остановлен: система управления двигателем переходит на аварийные режимы, позволяющие работать двигателю в условиях, близких к нормальным. Однако причину неисправности надо постараться устранить как можно быстрее, так как длительная эксплуатация автомобиля с горящей лампой может привести к увеличению расхода топлива, ухудшению тяговых характеристик автомобиля и к поломкам двигателя.
28 – сигнальная лампа неисправности антиблокировочной системы тормозов (ABS). Лампа загорается оранжевым светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Горение лампы при работающем двигателе указывает на неисправность антиблокировочной системы тормозов.
Предупреждение
Во всех других случаях загорание сигнальной лампы антиблокировочной системы тормозов указывает на возникновение неисправности, которую необходимо устранить на специализированных станциях технического обслуживания автомобилей, так как во всех случаях торможение происходит без участия антиблокировочной системы.