Приветствуем вас, дорогие читатели!
Сегодня речь пойдёт о районе Соколиная Гора.
Приятного чтения!
Расположение
Район Соколиная Гора расположен в Восточном административном округе. Граничит с такими районами, как: Лефортово ЮВАО, Басманный ЦАО, Перово, Измайлово, Преображенское и Сокольники ВАО.
Название района произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича, оно закрепилось за местностью, ныне занимающую южную часть территории района.
Площадь района составляет 7,8441км², а плотность населения 11879 чел/км².
Символика
Изображённый на гербе и флаге золотой сокол, сидящий на серебряной горе ,
отражает название района, а также символизирует древнюю царскую соколиную охоту, проводимую в XVII веке на территории Соколиной Горы.
Скрещенные фузеи (ружья), обременённые пылающей гранатой (гренадой), символизируют создание и квартирование на территории современного района Семёновского полка.
Красное поле щита означает цвет кафтанов царских сокольников, а голубой - на цвет униформы лейб-гвардии Семёновского полка, образованного Петром I.
Транспорт
На территории района находится несколько станций метро: Электрозаводская и Семёновская Арбатско-Покровской линии; Шоссе Энтузиастов Калининской линии; Авиамоторная Большой кольцевой линии.
В непосредственной близости к району также расположены станция Электрозаводская Большой кольцевой линии (Басманный район), станция Авиамоторная Калининской линии (район Лефортово) и станция Партизанская Арбатско-Покровской линии (район Измайлово).
Плюс к этому, в Соколиной Горе располагаются три станции Московского центрального кольца: Шоссе Энтузиастов, Соколиная Гора и Измайлово.
Кроме того, в районе есть две ж/д станции Казанского направления (МЦД-3): Электрозаводская и Сортировочная.
На территории района ходит трамвай, маршруты № 11, 12, 32, 36, 37 и 46. Трамваи связывают Соколиную Гору с Преображенским, Богородским, Перово, Новогиреево, Метрогородком, Лефортово, Измайлово и с другими районами.
История
История заселения территории, ныне входящей в состав района Соколиная Гора, насчитывает более 300 лет. Название «Соколиная Гора» произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича. Для содержания соколов существовали специальные дрессировщики этих птиц — сокольники.
На северо-западе этой территории, известном как Семёновское, в 1687 году возникает Семёновская солдатская слобода — слобода Семёновского полка, одного из первых двух полков гвардии в России. На рубеже XVII—XVIII вв. с ней слилось село Введенское, находившееся к югу от слободы и отделённое от неё болотом. Также, на территории района находилась деревня Благуша.
Село Семёновское (Семёновская слобода)
В документах село Семёновское начинает упоминаться с середины XVII века. Первые сведения о нём имеются в дневальных записках 1657 года. Почему поселение получило именно такое название доподлинно неизвестно, можно лишь предполагать, что по первому владельцу этих мест.
На плане Москвы и окрестностей 1690-го года на территории современной Соколиной Горы отмечена деревня Меленки, расположенная на месте современной Вельяминовской улицы, но об её истории ничего неизвестно.
Также, на территории района находилась дворцовая Медовая слобода (название известно с XVII века), сейчас о её существовании напоминает Медовый переулок.
В 1687 году на месте села была создана Семёновская солдатская слобода, она была достаточно большой и находилась на территории двух современных районов: Сокольников и Соколиной Горы. Основная часть Семёновской слободы была расположена на месте современных: проспекта Будённого, Вельяминовской улицы, Измайловского шоссе и Семёновской площади.
Слобода была выделена из земель царского села Измайлова и принадлежала Семёновскому полку, сформированному Петром I из Потешных войск и ставшему, наряду с Преображенским, одним из первых гвардейских полков в России. Сам Семёновский потешный двор находился на территории современных Сокольников.
Полк принимал участи в Азовских походах, затем в баталиях Северной войны, а также в Наполеоновский войнах, и просуществовал до 1918 года.
Сейчас о существовании здесь солдатской слободы Семёновского полка напоминают названия некоторых улиц: Большой и Малой Семёновской, Семёновского переулка, Семёновский Вал, Мажорова переулка (дано по должности тамбурмажора оркестра полка) и Барабанного переулка (видимо, барабанщики, отбивавшие «зори», способствовали такому наименованию).
На рубеже XVII—XVIII вв. соседнее село Введенское слилось с Семёновской слободой. Слобода была спланирована регулярно, с параллельными улицами, тогда были построены здание Семёновского приказа (учреждение, в котором решались внутренние вопросы полка и солдатской слободы), Введенская церковь (была уничтожена в 1929 году) и «Семёновский дом» князя Меншикова (усадьба известного сподвижника Петра I).
С 1714 году в Семёновской солдатской слободе было позволено селиться купцам и мещанам, что с течением времени привело к изменению характера бывшего поселения военных.
В XIX веке Семёновская слобода стала районом купцов и мещан, где богатые купеческие усадьбы и фабрики (Носовых, Пфейферов, Егоровых и др.) соседствовали с домами простых обывателей.
Наиболее богатыми среди местных предпринимателей считались Носовы, владевшие «товариществом мануфактур», специализировавшемся на выделке суконных изделий. Их знаменитый особняк в стиле модерн был построен по проекту Льва Кекушева был построен в 1903 году на территории современного Преображенского.
Жена «суконного короля» Семёновского Василия Носова — Евфимия Павловна Носова (в девичестве Рябушинская) содержала в особняке на Введенской площади известную в Москве картинную галерею (ей, в частности, принадлежало знаменитое полотно Ф. С. Рокотова «Портрет неизвестной в розовом платье», ныне находится в Государственной Третьяковской галерее).
Семёновская слобода вошла в таможенную границу Москвы в 1742 году (с прокладкой Камер-Коллежского вала); к концу XVIII века она вошла в полицейскую границу Москвы, а с 1864 года — в административную границу города.
В 1742 году была возведена деревянная Семёновская застава (позднее перестроенная в камне), за которой на месте деревенского погоста в 1771 году возникло Семёновское кладбище, ставшее единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, расположенных за Камер-Коллежским валом.
В 1855 году у Семёновской заставы по проекту архитектора Константина Тона был построен каменный Воскресенский храм, сохранившийся до сих пор.
С 1890-х годов начинается интенсивная застройка данной местности. Она превратилась в пригород Москвы, а официально вошла в состав столицы в 1917 году.
Село Введенское
По соседству с Семёновским село Введенское, название которого ныне известно москвичу лишь по сохранившемуся Введенскому кладбищу, расположенному между Наличной улицей и Госпитальным валом в соседнем районе Лефортово. Находилось село в районе современных Щербаковской улицы и улицы Ибрагимова, а также Семёновской площади.
Двести и триста лет назад местность называлась «Введенские горы», и это название более точно отражало её характер — возвышенности на левобережье Яузы. От соседней, лежавшей к северу Семёновской слободы оно было отделено болотом. Южнее «гор» находилась Лефортовская солдатская слобода.
Введенское было изначально присёлком села Покровского. Считается, что Введенского было основано в 1643 году, когда на прияузских холмах по указу царицы Евдокии Лукьяновны была построена деревянная церковь Введения, по которой село и получило название.
Само поселение было небольшим и, судя по переписной книге 1646 года, состояло из 13 дворов оброчных крестьян с 28 душами. Со временем число крестьянских дворов увеличилось до 22, но к концу XVII в. «крестьяне свезены в розные места», а в присёлке обосновалось 18 дворов солдат Семёновского полка. На рубеже XVII-XVIII вв. Введенское слилось с соседним Семёновским и нередко именовалось как «Семёновская слобода, Введенское тож».
Введенская церковь сгорела и была восстановлена не на старом месте, а в центре Семёновской слободы, у Съезжего двора. Введенские горы впоследствии превратились в окраинный придаток Семёновского, застроенный беспорядочно разбросанными дворами и предприятиями.
К 1789 году здесь было не более двух улиц. Рядом размещался кирпичный завод от комиссии дворцовых строений.
Своей известностью Введенские горы обязаны кладбищу, основанному в начале 1770-х годов на землях села Карачарова Спасо-Андроникова монастыря для захоронения погибших от эпидемии чумы.
Восточнее кладбища в 1863 году прошла Рязанская железная дорога. На рубеже XIX-XX вв. местность Введенских гор была распланирована, и на ней появилось более десяти улиц и переулков. Весте с Семёновским село было присоединено к Москве в 1864 году.
Деревня Благуша
Другим селением на территории района являлась деревня Благуша. Это название известно с XVII века. Рядом находилась Благушинская роща.
Название «Благуша» восходит к старинному слову «благой», одно из значений которого в просторечии означало «нехороший», «плохой». В своём словаре В.И. Даль приводит пример этого значения: «Ныне благо ездить, гололедица». Несомненно, название Благуша было связано с существовавшим там болотом.
В XVIII веке местность Благуша оставалась за Измайловом и принадлежала сначала Главной дворцовой канцелярии, а с конца века — ведомству Удельной экспедиции. Примыкавшая к Семёновскому территория именовалась местностью «за Семёновской заставой». С севера ее ограничивал Хапиловский пруд, по берегам которого к середине XIX века находилось уже несколько предприятий — ткацкая и отбельная фабрики, кирпичные заводы и бойни. Благушинская роща вырубалась.
В 1897 году в Благуше были проложены новые улицы, их названия носили имена царей: Михайловская (ныне Щербаковская), Алексеевская (ныне Зверинецкая), Петровская (ныне Кирпичная), Александровская (ныне Благуша), Николаевская (ныне Ткацкая). Перпендикулярно им, с севера на юг, шли проезды, названные в честь планировщиков — Мочальский, по главному руководителю работ, Фортунатовский, по инженеру и т.д. Дома, кроме фабрик, были в основном деревянные и одноэтажные, лишь некоторые постройки имели нижний каменный этаж.
В 1911 году на современной улице Ибрагимова был построен Храм великомученика Димитрия Солунского на Благуше. В 1931 году храм был закрыт и частично разрушен, вновь начал свою работу в 2001 году.
Основной облик района составляли многочисленные предприятия. Из них следует отметить бумаготкацкую фабрику Пфейфера, жестяную фабрику Бонакера, машиностроительный завод Мюллера-Фугельзанга, завод по выпуску авиационных моторов, котельный завод Кудлинга и др.
Особенно много заводов располагалось в северной части Благуши, примыкавшей к Хапиловскому пруду. Там же находились Измайловская земская больница и Евангелическое убежище (приют при московской лютеранской церкви).
В 1917 г. Благуша окончательно вошла в состав города, и в дальнейшем её история неразрывно связана с судьбами Москвы. Сейчас о бывшей деревне напоминает одноимённая улица.
Дальнейшая история района
В начале XX века Семёновское считалась промышленной окраиной Москвы. Трамвайная линия района, существующая по настоящее время, была проложена в 1906 году (участок к югу от Семёновской площади), а участок от Семёновской до Преображенской площади — в 1932 году. Трамвайное кольцо в 1954 году было перенесено с Семёновской площади и заменено на разворот по улицам Измайловский Вал, Измайловской, Малой Семёновской и Семёновскому переулку.
В 1912 году на территории современного района был открыт небольшой завод по сборке авиационных моторов, он получил наименование «Гном» (по названию данных моторов), ставший предшественником завода "Салют". Завод создавался с целью изготовления небольших двигателей для зарождавшейся русской авиации, начало которой положил указ царя Николая II в августе 1912 года о создании авиационного штаба.
Немного позже был основан московский моторостроительный завод «Сальмсон».В 1924 году к ним был присоединён завод "Мотор", тогда завод предприятие получило название «Завод № 4 им. М. В. Фрунзе». После Великой Отечественной войны было восстановлено серийное производство авиадвигателей на заводе, он получил название «Завод № 45», а в 1963 году переименован в Московский машиностроительный завод "Салют".
С 1917 года территория современной Соколиной Горы входит в состав столицы. Тогда она была частью Сталинского района, а с 1961 — Первомайского.
В 1938 году на Семёновской площади был построен кинотеатр "Родина" в стиле постконструктивизма. В отличие от большинства зданий, построенных по подобным проектам, кинотеатр не был перестроен в послевоенные годы и сохранил черты постконструктивизма в своём внешнем облике.
В советский период здание подверглось незначительным изменениям. Кинотеатр был реконструирован после пожара в 2003 году, в ходе реконструкции оригинальные интерьеры были частично утрачены. В 2020 году началась реставрация кинотеатра, в скором времени он должен открыться.
В 1944 году были открыты станции метро Электрозаводская и Сталинская (с 1961 года — Семёновская) Арбатско-Покровской линии.
В 1949 году были построены платформы Электрозаводская и Сортировочная Казанского (Рязанского) направления ж/д.
В 1957 году на проспекте Будённого был открыт стадион футбольного клуба "Крылья советов", ранее на месте стадиона находилось садоводство у Семёновской заставы.
В 1960-1970-х годах велась активная застройка района.
В 1979 году в южной части современного района появилась станция метро Шоссе Энтузиастов Калининской линии.
В 1991 году в Москве была проведена административная реформа. Вместо прежних районов были образованы 10 административных округов, в том числе Восточный административный округ и в его составе временный муниципальный округ «Соколиная Гора».
Территория временного муниципального округа в 1995 году была включена в состав нового района Соколиная Гора.
К началу XXI века территория бывшего Семёновского кладбища разделена на две неравные части проложенным по нему Семёновским проездом с трамвайными путями. С северо-западной стороны от Семёновского проезда на части территории кладбища разбит парк, а с юго-восточной стороны от Семёновского проезда сегодня размещаются корпуса и цеха завода "Салют".
В 2016 году на территории Соколиной Горы были открыты станции Соколиная Гора, Шоссе Энтузиастов и Измайлово Московского центрального кольца. А в 2020 — станция Авиамоторная в составе Некрасовской линии метрополитена (с 2023 года — в составе Большой кольцевой линии).
Главные улицы района
По территории района проходят проспект Будённого, шоссе Энтузиастов и Измайловское шоссе.
Другими крупными улицами Соколиной Горы являются: Щербаковская, Большая Семёновская, Ибрагимова, Ткацкая, Уткина, Измайловский Вал, 8-я улица Соколиной Горы и Окружной проезд.
Жилой фонд
В районе Соколиная Гора наиболее распространены такие серии домов, как: I-14, I-511, I-515 и II-29.
На территории района построено большое количество домов по индивидуальным проектам.
Также, в Соколиной Горе встречается несколько жилых комплексов: "Соколиная Гора", "Золотая звезда", "Семёновский парк", "Счастье на Семёновской" и "Измайлово Lane".
Район затронет программа реновации. Планируется снести дома таких серий, как: I-335, II-14, II-34, I-510, I-511 и I-515, а также некоторые дома, построенные по индивидуальным проектам.
Экология
Экологическая обстановка в районе Соколиная Гора оценивается как неблагоприятная. Наиболее крупными промышленным предприятием, находящимся территории района, можно назвать НПЦ газотурбостроения "Салют". Завод оказывает негативное акустическое воздействие и загрязняет окружающую среду.
На южной границе района (в соседнем Лефортово) расположена крупная ТЭЦ-11, загрязняющая атмосферный воздух осидами азота, углерода и серы.
В районе большое количество загруженных улиц: проспект Будёного, шоссе Энтузиастов, Щербаковская улица, СВХ. Также, в Соколиной Горе нет крупных парков, единственными прогулочными зонами являются Семёновский парк и Семёновский сквер, правда с востока к району примыкает Измайловский лесопарк, находящийся в соседнем районе Измайлово.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады вашей подписке, лайку и комментарию. Удачи и пока!