Найти тему
George Rooke

Конвойная битва начала XIX века

Все-таки из-за компьютеризации и миниатюризации мы с вами начали терять очень ценные качества. Смски и общение в Watsapp совсем заменили письма, а меж тем, когда читаешь старые письма или дневники века XVIII или XIX - такое ощущение, что читаешь мини-эссэ или целые рассказы. Мы гораздо хуже стали владеть словом, мы не умеем описывать события, происходящие вокруг нас, природу, наш взгляд на все это. К чему мы пришли? "С ДР, кароч"?....

Вот отрывок из письма ямайского торговца мистера Сноу своему компаньону, написанного в мае 1813 года (дается по W.E.Brown «Robert Heywood of Bolton, 1786. Heywood correspondence, part9: «1813», - Boston, 1868):

"В начале мая 1813 года 126 судов, груженых ромом, сахаром и кофе, покинули Кингстон в составе Ямайского конвоя. Выйдя в море купцы построились в четыре колонны, на расстоянии трех кабельтовых друг от друга. Эскорт, состоящий из 64-пушечника, 36-пушечного фрегата и двух 18-пушечных шлюпов занял свои места. Шлюпы были высланы вперед, и находились примерно в миле от конвоя, линкор замыкал колонны, прикрывая тыл. Что касается фрегата – он занял позицию примерно в полумиле от конвоя с наветреного борта.

В 160 милях к юго-востоку от мыса Гаттерас примерно в 20.00 (когда солнце уже касалось горизонта, и было чуть скрыто кромками облаков), конвой, разбросанный на площади до 5 квадратных миль, дрейфовал, ожидая западного ветра. Вдруг со стороны солнца показались верхушки мачт, и сразу же исчезли. Стало понятно, что на охоту вышли американские каперы, держащиеся за горизонтом в наветренной позиции. Поскольку ночь обещала быть безлунной – всерьез приходилось опасаться нападения. Ночью противник подошел с северо-востока, ориентируясь на топовые огни, при этом сам огней не неся. Три балтиморских клипера и бриг проскользнули мимо фрегата охранения и, выбрав каждый свою цель, устремились к ним. На одном из купцов заметили непрошенных гостей, и вверх взметнулись сигнальные ракеты, однако мера была запоздалой, поскольку призовые партии каперов уже высаживались на борт судна. Фрегат сделал несколько выстрелов холостыми, сигнализируя другим кораблям эскорта о нападении, и взял курс на атакованные суда, однако он был слишком неповоротлив и тихоходен. Пока фрегат набирал ход – каперы уже захватили три корабля, и конвоировали их к противоположной от фрегата колонне. Кораблям эскорта, стремившимся отбить призы, мешали другие торговые суда конвоя, которые после выстрелов и сигнальных ракет сломали строй, и пытались разбежаться куда подальше. Всего за час колонны потеряли свою стройность, купцов разбросало более чем на 10 квадратных миль, каперы, не удовлетворяясь уже захваченными судами, нападали на отбившиеся от конвоя суда и брали их на абордаж. Корсарский бриг, шедший мористее, наткнулся на линейный корабль охранения, и был в мгновение ока расстрелян. Призовые команды эскорта отбили обратно два судна. И все же итог той ужасной ночи – мы потеряли 4 купца, а каперы – один бриг.

Но мы знали, что это не последнее нападение, и в следующую ночь скорее всего повторится то же самое."

Блин, вот читаешь, и все прям как перед глазами происходит.... А ведь это даже не Пушкин или Диккенс, не Стивенсон или Дюма... Так, обычный коммерсант-путешественник...