Найти тему

Кулинарный мастер-класс для особенных детей, который почти провалился

Оглавление

В нашем спецучреждении для детей с особенностями развития, наряду со всевозможными коррекционно-развивающими занятиями, мероприятиями и полезными процедурами, также проходят различные мастер-классы. Не только художественные, декоративно-прикладные и театрально-музыкальные, но даже иногда кулинарные!

Их проводит учитель труда. Точнее, теперь её называют "специалистом по бытовой адаптации", но от этого её педагогические функции не теряются. А народ так и называет ее по привычке "трудовиком".

Кто-то удивится: "Какая еще кулинария в таком заведении? Кому и зачем? И что за блюда такие детки там могут "накулинарить"?

Обычно это что-то несложное и обязательно из термически обработанных продуктов: салат из вареных овощей, коржики или сухарики.

На эти занятия (мастер-классы), естественно, попадают далеко не все дети, а только ребята школьного возраста, относительно сохранные и упорядоченные в поведении.

Нет, не из-за того, что "несохранные и неупорядоченные" - хуже других и не заслужили, а потому что кулинарный мастер-класс - мероприятие групповое, еще и предполагающее применение острых предметов в совокупности с горячей плитой.

В общем, если по плану у трудовика стоит такой мастер-класс, то:

  • сначала исхитрись и найти в тяжеленной смене воспитанников подходящих детишек
  • пободайся с завскладом, главной медсестрой и прочим продуктовым начальством за казенные продукты для занятия
  • напиши (заранее) конспект-сценарий - и ВПЕРЕД!
  • только про фотоотчет не забудь (обязательно: сам процесс и готовое блюдо, окруженное счастливыми лицами юных поварят).
И сам процесс тоже важен! Ведь наша трудовик - не только по самой готовке детей инструктирует. Она следит, чтобы поварята тщательно мыли руки, надевали фартуки, колпачки и маски. Ну и, разумеется, несет ответственность за безопасность.

По плану - печенье

Однажды, заглянув в план работы на месяц, учитель труда обнаружила свою фамилию напротив записи: мастер-класс для детей по приготовлению печенья.

Разумеется, печенье простое, не вычурное, без всяких там начинок, глазурей и шоколадных крошек. Но!

Первое, с чем столкнулась трудовик - это отказ заведующей продуктовым складом предоставить на мероприятие яички и масло.

Хоть и планировалось всего по минимуму, для небольшой группы детей - ан нет! Муку и сахар - кое-как, скрепя сердце и после служебки от заведующей нашим отделом, надписи "не возражаю" от завхоза и подписи свидетеля (бухгалтера) - учителю все же склад выделил.

А как быть с другими продуктами?

Насчет остального - наша ЗамЗама (для тех, кто не знает - это начальница над заведующими отделениями, но подчиненная замдиректора по социальной работе) посоветовала проявить смекалку либо креативность.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А какая-то "умница" (на ж-е пуговица) из бухгалтерии предложила:

- Девочки, почему бы вам, как дружному коллективу, не скинуться рублей по 100 на масло, яйца и чаёк с лимоном? Это ж не деньги, а детки и печеньки с чаем поедят после фотосессии, и порадуются. Будут вас потом с улыбкой вспоминать.

Не, ну это, конечно, можно

Понятно, что 100 рублей никого не сделают богаче. И 300 тоже. Да хоть и 500… (хотя для меня 500 - уже весомо, даже очень). Здесь другой вопрос: а почему именно МЫ?

И потом… Допустим, купим мы эти злосчастные "масло-яичные" продукты в ближайшем магазине. А если после мастер-класса по случайному стечению кого-то из детей "пронесет" (мало ли с чего), кого прежде всего обвинять будут? Аааа, вот и нельзя!

Смекалка?

В общем, единственный выход, который нащупала смекалка трудовика - это приготовить печенье только на муке, сахаре и воде, т.е. "на том, что дали".

И именно такой "вызывающий" вариант печенья учитель (чуть ли не капсом) описала в своем конспекте-сценарии.

ЗамЗама же, которой по сути было все равно, ЧТО там за печенье ожидается (главное, что оно будет), без шума и пыли одобрила конспект и поставила подпись.

Мастер-класс под угрозой

Ровно за 2 дня до мероприятия, и уже при наличии в кабинете сахара и муки, наша учитель труда неожиданно заболевает и уходит на больничный (вовсе не "липовый", а самый настоящий и честный).

А план-то по печенькам не сотрешь, не перенесешь и не исправишь, вся инфа по нему уже давно в министерство отправлена, и фотоотчет с пресс-релизом там будут ждать строго по дате!

И трудовик, который "специалист-бытовик" - в учреждении только один. Специально обученный (!) и не подлежащий подменам!

Так кто же будет готовить печенье с детьми?

Как сказал бы обыватель: любая баба обязана уметь печь!

Хотя, если так, то вовсе не "любая баба" может обучить искусству выпечки, без подготовки, сразу группу детей с нарушениями. Поэтому, заведующая нашим отделом оставила этот вопрос умоляюще открытым:

- Ну девочки, ну пожалуйста, подумайте вместе. Кто сможет? Кто справится? Да я сама бы попробовала, но у меня отчетов завал!

Кстати, узнав об отсутствии трудовика, ЗамЗама снова порекомендовала "проявить смекалку и креативность", на этот раз - заведующей (вселив в нее еще больше тревоги).

Нечаянная радость

Такое, наверное, только в сказках бывает! Нет, у нас тоже иногда случается.

Как раз, когда в нашем кабинете обсуждались "креативные выходы" из положения, на мое занятие пришли мама с ребенком.

Многодетная мама Наталья, которая сопровождала в нашем стационаре своих троих (из 6) деток, слушая в дверях краем уха весь разговор, вдруг вошла в кабинет полностью и оживленно вмешалась:

- Вы меня извините, что я вот так лезу. Но мои дети так ждали занятие по печенькам! И очень расстроились, что ваш педагог заболел! А я бы сама с удовольствием с детками печенюшки поделала. Может я все-таки влезу? И помогу вам? А? Как вам?

Заведующая удивленно взглянула на маму Наталью, а та продолжила:

- Да вы не переживайте! Я дома очень часто вместе с детьми своими пеку. Они у меня приучены: помогают и месить, и катать, даже вареники лепят. И слушаются меня!

Заведующая колеблется:

- Но как же вы… э…, - и мама Наташа тут же перебивает:

- Если хотите, я могу еще пару-тройку деток на хвост взять, ну чтобы кучнее было и веселее. Да ладно, что вы так затихли? Вы же нам столько помогали, а теперь и МЫ вас выручим!

Вот это дааа!

Сбой системы, крушение стереотипов или как там это чувство называется?

Итак, заведующая смотрит на маму Наташу как на крестную фею и… протягивает ей одобренный ЗамЗамой конспект-сценарий.

Мама Наташа, прочитав рецепт, ахнула:

- И что за подошвы вы по такому рецепту печь собирались? А где маслице, хотя бы противень смазать?

- Из того, что дали, - ответил кто-то из наших, - а на складе больше ничего не дали.

- Как это не дали? - воскликнула мама, и, схватив заведующую под локоток, еще громче заявила:

- А ну, пойдемте вместе на ваш жадный склад! Щщаз нам всё там дадут, еще и с походом. Работникам не дали, а родителям пусть только попробуют отказать!

И…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

О, чудо!

Мастер-класс - состоялся! С самыми настоящими полноценными печеньками! И в очень доброй, семейной и непринужденной обстановке. Трое деток мамы Наташи, плюс две девочки-подростка из второго стационара и, до кучи, еще один малыш-дошкольник из дневного отделения, который с удовольствием выковыривал формочками звездочки и сердечки.

И мама - достойно держалась, прямо как веселая ведущая кулинарных шоу! И ведь не подкопаешься, у мамы-то, как у сопровождающего лица, все "медкомиссии" пройдены.

А на "архи-мега-важнейшем" фотоотчете и не видно, что за женщина в фартуке спряталась под маской и поварским колпаком. Да отличная женщина-хозяюшка и прекрасный человек, простой и добрый!

И ничего, что детки в этот раз обращались к своему инструктору не по имени-отчеству, а "мам" и "тёть Наташ"! Зато само занятие прошло как по маслу (во всех смыслах).

И у Вас, дорогие читатели, пусть все идет как по маслу (только не как у Берлиоза)

Всегда рада визитам верных добрых гостей и новым подписчикам