Найти тему
Пограничный контроль

Чувства и вдохновение, созданные друг для друга. Сериал «Леонардо»

В первые недели нового года довольно трудно снова «раскачать» себя на работу и войти в привычный будничный ритм. Как мне кажется, в этом сможет помочь мини-сериал «Леонардо» 2021 года, снятый объединением крупнейших телестудий нескольких европейских стран. Сериал посвящен некоторым аспектам жизни и творчества великого Леонардо да Винчи, и главную роль в нем играет уже знакомый нам по сериалу «Полдарк» Эйдан Тернер.

Сыгравший до этого еще и гнома Кили в трилогии «Хоббит» и Данте Габриэля Россетти в сериале «Отчаянные романтики», Эйдан прекрасно носит исторические костюмы и в роли гениального мастера замечательно хорош. Его Леонардо получился чувствительным, ранимым, немного застенчивым и интровертным, достаточно ироничным, слегка наивным, увлеченным и с головой погруженным в обдумывание и воплощение своих замыслов.

Разумеется, и здесь нашлись скептики, упрекающие создателей сериала в отсутствии портретного сходства главного героя и актера. Но Тернер играет так вдохновенно, что об этом, в общем-то, и не думаешь – да и много вы вообще думаете о том, как выглядят сами великие художники? Ведь гораздо важнее, как выглядит то, что они создали, история воплощения этих прекрасных работ, и большая часть сюжета сериала посвящена именно этому. Да, в изложенной версии событий довольно много нестыковок и даже существенных искажений исторических фактов и обстоятельств жизни да Винчи. Но смотреть сериал надо не для исторической справки – его нужно смотреть для вдохновения, и именно для этого он и создан.

Вторая ключевая сюжетная линия сериала, тесно связанная с первой – это история взаимоотношений Леонардо с его натурщицей Катериной, существование которой, на самом деле, является довольно притянутой за уши гипотезой. Создатели сериала же взяли эту историю как подлинно существовавшую, дополнив ее множеством деталей и подробностей.

В результате получилась некая вариация на тему жизни да Винчи. Прямых доказательств жизни Катерины и ее отношений с мастером нет, но такая история вполне могла бы существовать, она вполне допустима. На этом и настаивают создатели сериала, и не напрасно – их версия изящна, правдоподобно драматична, вполне отвечает духу описываемой эпохи и морали. И, что главное – помогает сделать образ Леонардо более близким, более понятным современным обывателям, что, собственно, и требуется от хорошей костюмной драмы.

Вообще весь сериал, кажется, сам снят как некая фантазия Леонардо да Винчи, как одна из идей, пришедшая ему в голову бессонной ночью. Такие мысли навевает, прежде всего, визуальный ряд сериала, в котором довольно много темноватых помещений, сепии, как в набросках художника, фактурных поверхностей для будущих фресок и маловато изумительных итальянских пейзажей и Италии в целом. Мы как будто смотрим на мир глазами самого художника, который видит первым делом человеческие лица, их фигуры, линии их одежд и ищет, на чем и как он мог бы их изобразить.

Кто-то видит в этом недостаток сериала, но для меня, опять же, это основа для вдохновения – потому что как раз так мы и понимаем, что красоту можно создать с помощью самых простых материалов, если их правильно применять и усовершенствовать. Глядя на вдохновленного своими замыслами да Винчи, только и думаешь, что в мире нет ничего невозможного – есть только то, для чего мы еще не придумали механизмы его воплощения.

Самый главный вопрос, который поднимают создатели сериала – это то, как смотрел великий мастер на самих людей, как он к ним относился. Видел ли он в них лишь красивые модели для своих картин, меценатов, которые могут дать ему денег на краски и материалы, художников-соперников, которые вынуждают его держать планку и совершенствовать свое мастерство. Или все-таки он видел в них личности, особенные характеры и истории жизни, умел и сочувствовать им, и сопереживать их невзгодам.

Умел ли художник отказаться от замысла, если видел, что его модели придется нелегко, а ее родным – неприятно? Мог ли дружить с теми, кто ему помогает, сотрудничать с конкурентами в искусстве? И, в конце концов, мог ли гениальный Леонардо любить – и мешала ли ему любовь в его творчестве? Или же она и была, на самом деле, тем самым неисчерпаемым источником его вдохновения, его неугасимым, вечно мерцающем даже в самом глубоком мраке светом?