Лев Рубинштейн: «Культура выступает за порядок, а искусство — наоборот». Часть первая

130 прочитали
Мы поговорили со Львом Семёновичем об опыте жизни в условиях тотальной цензуры, литературных сообществах советских лет и понятии авторства в искусстве.

Мы поговорили со Львом Семёновичем об опыте жизни в условиях тотальной цензуры, литературных сообществах советских лет и понятии авторства в искусстве. Беседовали Григорий Батрынча, Борис Кутенков и Алексей Либштейн.

Мы поговорили со Львом Семёновичем об опыте жизни в условиях тотальной цензуры, литературных сообществах советских лет и понятии авторства в искусстве.-2

I.

«Бывает жест внетекстуальный, но это жест поэта»

Б. К.: Лев Семёнович, в одном из интервью Вы сказали об отмене мероприятий, которая имеет место в наше время: «Я живу давно. До 40 с лишним лет я жил в Советском Союзе. Для меня ничего сенсационного в этом случае нет. На каком-то уровне мы возвращаемся в СССР. Это шокирует молодых людей, но не меня». Как Вы считаете, какие уроки стоицизма можно унаследовать от тех, кто был далёк от «официальной» линии в советские годы?

Л. Р.: Я сразу придерусь к слову «стоицизм», потому что ни ко мне, ни к моим друзьям никаким образом оно не подходит. Ничего стоического в нашем поведении не было, никакого столпничества. Мы жили нормальной жизнью. И просто дистанцировались от официальной культуры насколько могли. Это было легко сделать, потому что официальная культура от нас тоже дистанцировалась; так что процесс был абсолютно обоюдным, ко всеобщему, что называется, удовольствию.

Г. Б.: А как Вы думаете, можно ли в абсолютно любое время жить нормальной жизнью — вне зависимости от того, что происходит вокруг?

Л. Р.: Это выясняется только опытным путём. Опыт моей жизни показывает, что, по сути, да, всегда можно. Но и опыт старших это показывает. Идеальный пример — обэриуты, которые жили своей, независимой ни от чего жизнью. Конечно, с ними нехорошо поступили в результате, но пока они жили — они жили свободно, делали что хотели. Сначала они публиковались, потом перестали публиковаться — ну и что?.. Не «ну и что», конечно, — да, они голодали. Но их творчество существовало.

Г. Б.: Творчество будет существовать в любом случае, всегда, мне кажется. И, чем страшнее время, — тем больше запрос на творчество.

Л. Р.: Есть некоторые градусы страшности, когда творчество уже становится невозможным.

Б. К.: В такие трудные времена, как наше, налицо подмена литературы и идеологии. Скажем, человека, совершившего громкий общественный поступок, спешат именовать поэтом и даже порой великим поэтом, тексты уже не имеют значения. Понятно, что существует и обратная тенденция — отмены из репутационных соображений. Как Вы относитесь к этим тенденциям? Являются ли они симптомом нездоровья общества?

Л. Р.: Знаете, если бы это был единственный симптом нездоровья общества, — было бы прекрасно. Общество глубоко нездорово, и то, о чём Вы говорите, это, конечно, симптом, но, прямо скажу, десятый в ряду прочих.

Но, понимаете, я не сторонник точки зрения, согласно которой главное — то, что человек пишет. Не сторонник того, что «человек дрянь и вообще мудак, но зато у него хорошие вокальные данные». Когда что-то оправдывают талантом, мне всегда кажется это абсурдным — ну, это как говорить про музыканта, что у него слух хороший. Ещё не хватало, чтобы у него слух был плохой. Это ни о чём не говорит. Талант — вещь отчасти физиологическая. Ну, есть у человека талант, умеет он слова как-то складывать.

Мне кажется, что поэт — явление и не социальное, и не культурное, а социокультурное. Он частично там, частично здесь. Это всякий раз решается на персональном уровне.

Г. Б.: Вообще, в русской культуре часто имеет место индульгенция для таланта на то, чтобы творить всякое безумство.

Л. Р.: Это давняя традиция, она имеет корни в романтизме. Тогда появилась категория гениальности. Артист заявляет: я гений, и поэтому мне всё можно. Кругом филистеры, мещане, они ничего не понимают, а я имею право быть таким, каким мне хочется. Потому что я, извините, поэт (делает ударение на «о». — Прим. ред.), именно в таком произношении. Всплеск был во времена модерна, символизма. Это длится до сих пор. Я таких людей помню и из своей юности. Некоторые были гении даже по самоназванию, вроде СМОГистов. И вот они вели себя гениально, что означает — в ряде случаев совершенно отвратительно. (Смеётся).

Б. К.: И всё же хотели бы Вы вернуться к разговору о литературе, свободному от разговора об идеологии? Ну, как было, условно говоря, до 2014 года…

Л. Р.: Во-первых, я не думаю, что это было до 2014 года. Во-вторых, мне не кажется, что «идеология» в нашем случае правильное слово, потому что идеология — это всегда какая-то стройная система взглядов: политических, или философских, или каких-то ещё. У коммунистов была идеология, довольно убогая, сляпанная из каких-то азов марксизма, но она была. Её преподавали в учебных заведениях. Вы, слава Богу, не знаете всего этого, а я успел закончить учебное заведение в те годы, и нас жутко дрючили этой хренью. Но идеология действительно была. Над этим работали академики, об этом писали диссертации по какому-то научному коммунизму — никто толком не знал, что это такое, научный коммунизм, но на уровне риторики это была действительно стройная система. Стройная-то она была стройная, но рухнула в несколько дней. (Смеётся). Как обычно и бывает со всякими тоталитарными системами.

А сейчас всё время произносят слово «идеология», но её же нет. Национальная идея — где, что, в чём она? Традиционные ценности? Ну, это смешно как-то.

Я последний, кто будет защищать коммунистов, но надо сказать, что тогда в риторике существовала категория будущего. Будущее у них называлось коммунизмом, который строил весь советский народ, — вставал с утра и начинал строить. Сейчас нет никакого будущего, заметьте. Никто о нём даже не говорит. Его нет как категории.

А. Л.: А если говорить не о литературе и идеологии в государственном ключе, а рассматривать их связь в контексте протестной стороны, — как Вы относитесь к такому сближению? Литература должна быть литературой?

Л. Р.: Опять же, я буду придираться к словам, уж извините. Я очень не люблю слово «должны». Никто никому ничего не должен. Литература может. Искусство может быть политическим, и это, наверное, необходимо в какие-то периоды истории. Например, политический театр в наше время — он может быть очень хорошим. Такой театр существовал, например, и где-нибудь в Берлине в 20-е годы, во времена Брехта. И театр был хорошим, и поэзия Брехта. Но, кстати, и поэзия Маяковского, на мой вкус, очень хорошая.

Мне это по темпераменту не близко, мне не нравится быть политическим автором — во всяком случае, в поэзии. Я иногда пишу политизированные тексты, но они преимущественно прозаические.

Б. К.: Лев Семёнович, я с Вами немножечко поспорю. Вы говорите в одном из эссе, что сегодня «власть стала обращать внимание на поэтов». Но кажется, что она обращает внимание не на поэзию, а на проступки, с их точки зрения. Что литература, искусство им, в принципе, безразличны. А вот когда читаешь мемуары о советском времени, ощущаешь, что власти было действительно дело до поэзии, даже со знаком минус. Хрущёв устраивал встречи с литераторами, Сталин внимательно читал всё, и так далее.

Л. Р.: У сегодняшней власти есть некое зоологическое, что называется, чутьё. Они чувствуют, что на сегодняшний день поэзия и поэты имеют какую-то социальную роль. Это совершенно очевидно. На поэтические вечера приходит довольно много народу, чего раньше не было. Полный интернет всяких стихов, и с той, и с этой стороны выходят поэтические сборники. Поэзия — по-моему, первая, кто стала реагировать на злобу дня.

Б. К.: А когда мы говорим «поэзия», мы подразумеваем любые стихи? Скажем, зарифмованные плакатные лозунги тоже?

Л. Р.: Интересный вопрос. Стихи и поэзия — не вполне совпадающие вещи. Стихи — это тексты, а поэзия — более широкое понятие, так же, как, например, поэтика по сравнению со стилистикой. Поэзия — облачное понятие, где есть место стихам, а есть место личным характеристикам автора. И мне это важно. Разговор о «смерти автора» я никогда не поддерживал, потому что фактор авторства меня всегда очень интересовал. Кроме «как», «зачем», для меня в искусстве всегда было важно, «кто». «Зачем» — вопрос мотивации, кстати, вопрос тоже очень интересный.

Г. Б.: Вопрос «зачем?», мне кажется, очень часто сопряжён с вопросом «кто?».

Л. Р.: Ну, в общем, да, почему такой-то сделал то-то и то-то. Иногда это интрига.

Б. К.: То есть стихи сегодняшних политзаключённых — по умолчанию искусство, учитывая этот важный для Вас вопрос «кто?», учитывая позицию автора?

Л. Р.: Понимаете, текст правомочно рассматривать как жест. Бывает жест внетекстуальный, но это жест поэта.

Б. К.: И Вы вполне ответили мне на этот вопрос, спасибо. Сразу ясно стало и про наследие концептуализма, и про важность гражданственности для Вас, и про неважность (для Вас же) абстрактных разговоров об искусстве и поэзии вне личности и вне гражданственности. Я с Вами не согласен, но понимаю Вашу позицию.

А в чём роль культуры сегодня, на Ваш взгляд?

Л. Р.: Мне кажется, что мы иногда слишком стремимся к унификациям. И культура как раз стремится унифицировать. А задача искусства — в том, чтобы нарушать иерархии, колебать, нарушать, пересматривать все эти унификации и устанавливать по отношению к ним ироническую дистанцию. Культура всегда выступает за порядок, а искусство — наоборот, и иногда это выглядит как нарушение порядка.

Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн. 1993 год. Фото из личного архива Льва Рубинштейна
Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн. 1993 год. Фото из личного архива Льва Рубинштейна

Продолжение следует...

#леврубинштейн #формаслов #литература #современнаялитература #цензура

Мы поговорили со Львом Семёновичем об опыте жизни в условиях тотальной цензуры, литературных сообществах советских лет и понятии авторства в искусстве.-4