Найти тему
ТАНЦЫ|ОБМЕН

В чём отличие танца modern от contemporary?

Представьте шкалу времени, которая начинается с конца XIX и до наших дней. Эта шкала делится на три основных промежутка времени:

 1. Ранний модерн 

 2. Модерн 

 3. Постмодерн

Все периоды и направления называют общим словом - современный танец. Давайте рассмотрим каждый период.

1. Ранний модерн (конец XIX века ~ 1930е)

Входит направление, которое называется «свободный танец». Его создатель - Айседора Дункан. 

Большой вклад в развитие современного танца с середины XIX века внесли эксперименты Франсуа Дельсарта, на которого опирался Тед Шоун. В это же время, система Жака-Далькроза повлияла на становление ритмической гимнастики [в том числе и в России].

2. Модерн (~1920е - 1960е)

Эпоха модерна разделяется на направления:

 ⁃ Модерн (в Америке)

 ⁃ Экспрессивный танец (В Европе)

Направление модерна очень тесно связана с классическим танцем [не далеко ушли, как говорится]. Деятелям было очень важно создать собственный язык, поэтому основное отличие этой эпохи - все движения имеют название. Первая американская школа модерна «Денишоун» дала основы для Марты Грэм, Чарльза Вейдмана и Дорис Хамфри.

Заложил основы экспрессивного танца - Рудольф фон Лабан. Он предложил универсальную теорию танцевального жеста - нотация [запись] танца. Учеником Лабана был Курт Йосс. Он осознал необходимость синтеза выразительности танца с техникой классического танца, что стало началом следующего этапа развития танца модерн. 

Ближе к середине XX века Мерс Каннингем [был солистом в труппе Марты Грэм] привнёс в эпоху модерна элементы случайности и разрушил ранее существовавшие каноны модерна, оставив от него авторство собственной техники.

Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн

 ⁃ Техника Марты Грэм

 ⁃ Хамфри-Вейдмана 

 ⁃ Хосе Лимона

 ⁃ Мерса Каннингема

3. Постмодерн (~ с 1960х до наших дней)

Эпоха постмодерна появилась в 60х годах XX века. Здесь можно выделить следующие направления:

 ⁃ Contemporary 

 ⁃ Буто

 ⁃ Anti-post modern («не-танец»)

 ⁃ Танцтеатр

Contemporary многогранен в форме. Можно использовать техники из танца modern, а можно смешивать со street направлениями. Чёткой визуальной составляющей не существует. Есть задачи, которые мы ставим и во время танца их решаем. 

Танец Буто был создан после событий 1945 года в Хиросима и Нагасаки, благодаря Тацуми Хитзиката. Буто - это философия и религия. Форма тела полностью растворена, что показывало полное безразличие к красоте движений. 

Большую роль в отрицании танца [не-танца] сыграл Judson Dance Theatre. Простые декорации, повседневная одежда и посредственный танец, который выполнял роль исследования или рабочего процесса. Тут важно отметить Ивонн Райнер и создателя контактной импровизации - Стив Пэкстон, который использовал технику release. 

Танцтеатр берет своё начало с Курта Йосса, ученицей которого была Пина Бауш. Она перестает указывать исполнителям как нужно делать, только направляет. Здесь сливаются понятия - исполнитель, хореограф, автор. 

Следующая эпоха будет называться post-post-modern. Какие в неё будут входить направления, зависит уже от нас.