Представьте шкалу времени, которая начинается с конца XIX и до наших дней. Эта шкала делится на три основных промежутка времени:
1. Ранний модерн
2. Модерн
3. Постмодерн
Все периоды и направления называют общим словом - современный танец. Давайте рассмотрим каждый период.
1. Ранний модерн (конец XIX века ~ 1930е)
Входит направление, которое называется «свободный танец». Его создатель - Айседора Дункан.
Большой вклад в развитие современного танца с середины XIX века внесли эксперименты Франсуа Дельсарта, на которого опирался Тед Шоун. В это же время, система Жака-Далькроза повлияла на становление ритмической гимнастики [в том числе и в России].
2. Модерн (~1920е - 1960е)
Эпоха модерна разделяется на направления:
⁃ Модерн (в Америке)
⁃ Экспрессивный танец (В Европе)
Направление модерна очень тесно связана с классическим танцем [не далеко ушли, как говорится]. Деятелям было очень важно создать собственный язык, поэтому основное отличие этой эпохи - все движения имеют название. Первая американская школа модерна «Денишоун» дала основы для Марты Грэм, Чарльза Вейдмана и Дорис Хамфри.
Заложил основы экспрессивного танца - Рудольф фон Лабан. Он предложил универсальную теорию танцевального жеста - нотация [запись] танца. Учеником Лабана был Курт Йосс. Он осознал необходимость синтеза выразительности танца с техникой классического танца, что стало началом следующего этапа развития танца модерн.
Ближе к середине XX века Мерс Каннингем [был солистом в труппе Марты Грэм] привнёс в эпоху модерна элементы случайности и разрушил ранее существовавшие каноны модерна, оставив от него авторство собственной техники.
Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн:
⁃ Техника Марты Грэм
⁃ Хамфри-Вейдмана
⁃ Хосе Лимона
⁃ Мерса Каннингема
3. Постмодерн (~ с 1960х до наших дней)
Эпоха постмодерна появилась в 60х годах XX века. Здесь можно выделить следующие направления:
⁃ Contemporary
⁃ Буто
⁃ Anti-post modern («не-танец»)
⁃ Танцтеатр
Contemporary многогранен в форме. Можно использовать техники из танца modern, а можно смешивать со street направлениями. Чёткой визуальной составляющей не существует. Есть задачи, которые мы ставим и во время танца их решаем.
Танец Буто был создан после событий 1945 года в Хиросима и Нагасаки, благодаря Тацуми Хитзиката. Буто - это философия и религия. Форма тела полностью растворена, что показывало полное безразличие к красоте движений.
Большую роль в отрицании танца [не-танца] сыграл Judson Dance Theatre. Простые декорации, повседневная одежда и посредственный танец, который выполнял роль исследования или рабочего процесса. Тут важно отметить Ивонн Райнер и создателя контактной импровизации - Стив Пэкстон, который использовал технику release.
Танцтеатр берет своё начало с Курта Йосса, ученицей которого была Пина Бауш. Она перестает указывать исполнителям как нужно делать, только направляет. Здесь сливаются понятия - исполнитель, хореограф, автор.
Следующая эпоха будет называться post-post-modern. Какие в неё будут входить направления, зависит уже от нас.