Для успешной деятельности компании нужно обращать внимание не только на маркетинг, продажи и продвижение, но и на финансовые показатели. Это поможет развивать бизнес более эффективно и оперативно заметить риски и проблемы в бизнес-модели.
Из этой статьи вы узнаете что такое рентабельность и какие показатели помогут вам оценить эффективность использования ресурсов вашего бизнеса. Подробнее о рентабельности и других показателях финансового анализа вы можете прочитать в статье.
Рентабельность отражает прибыльность от использования разных активов и показывает, насколько эффективно бизнес распоряжается своими ресурсами — активами, капиталом, материалами, персоналом и т.д. Это один из ключевых показателей для анализа эффективности бизнеса.
Коэффициенты рентабельности рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счёт которых она была получена. Общая форма рентабельности выглядит следующим образом:
Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100%
Как правило, рентабельность считают в процентах – реже в абсолютных показателях, например, в рублях. Для этого прибыль просто делят на себестоимость. В этом случае рентабельность показывает величину прибыли, которую получили на единицу потраченного ресурса.
К основным видам рентабельности можно отнести:
1. Рентабельность активов (ROA). Показывает, насколько эффективно бизнес использует свои активы. Например, какую прибыль компании приносит её недвижимость, оборудование или транспорт. Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.
Коэффициент рентабельности активов рассчитается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия и отражает величину чистой прибыли с каждого рубля, вложенного в активы организации. Для финансовой организации нормальным считается показатель, равный 10% и более, для производственной компании — 15-20%, для торговой фирмы — 15-40%.
ROA = Чистая прибыль / Стоимость активов × 100%
2. Рентабельность продаж (ROS). Показывает долю прибыли в общей выручке бизнеса. По-другому рентабельность продаж называют нормой прибыли. При расчете рентабельности продаж можно использовать разные виды прибыли – например, чистую валовую, маржинальную или операционную.
ROS = Чистая прибыль / Выручка × 100%
Специальных нормативов для рентабельности продаж нет. Для каждого вида деятельности и отрасли считается нормальным свой коэффициент. В целом коэффициент в пределах от 1 до 5% говорит о том, что предприятие низкорентабельно, от 5 до 20% — среднерентабельно, от 20 до 30% — высокорентабельно. Коэффициент свыше 30% говорит о сверхрентабельности.
3. Рентабельность собственного капитала (ROE). Показывает, насколько эффективно были использованы вложения собственных средств компании. Чем выше рентабельность собственного капитала, тем лучше. Нормальным считается значение коэффициента от 10 до 12%, которые характерны для бизнеса в развитых странах. Для российской экономики считается нормой значение от 20%.
Рентабельность СК (ROE) = Чистая прибыль / Собственный капитал
4. Рентабельность оборотных активов (RCA). Показывает эффективность использования оборотных активов бизнеса. Оборотные активы — это ресурсы, которые компания использует для производства товаров/услуг и которые, в отличие от основных средств, расходуются полностью. Это, например, материалы, сырьё, складские запасы.
RCA = Чистая Прибыль / Стоимость использованных оборотных активов × 100%
Коэффициент рентабельности оборотных средств с результатом больше единицы означает эффективное использование оборотных средств и свидетельствует о получении прибыли предприятием. Отрицательный результат демонстрирует неправильную организацию производства.
Как правило, приведенные выше коэффициенты рентабельности рассчитывают в первую очередь, чтобы понять финансовое состояние бизнеса и эффективность использования ресурсов. О том, как увеличить рентабельность и других показателях финансового анализа вы сможете узнать из статьи, опубликованной на нашем сайте.