Продолжаем разбираться с событиями фильма «Москва – Кассиопея». И сейчас начнем с «ошибки Копаныгина». В кавычках, потому что есть все основания полагать, что это не ошибка.
Итак, звездолёт «ЗАРЯ» у Проксимы Центавра. Поэтому с неё и начнём.
Проксима Центавра находится в южном полушарии. Ниже приведена картинка, в которой показан вид на Солнце с Проксимы. Обратите внимание на созвездие Кассиопея, Шедар – правая нижняя звезда буквы «W».
Как вы понимаете, если полёт к Проксиме – ошибка, то это косяк эпического масштаба, и лично мы с таким астронавигатором на одном… да мы бы даже не вышли на одно с ним поле.
Итак: Проксима Центавра – Она же Альфа Центавра С. Входит в тройную систему Альфа Центавра, состоящую и звёзд А, В и С. А и В – жёлтый и оранжевый карлики. С (Проксима) – красный карлик.
У Проксимы есть три экзопланеты, причем одна из них, Проксима b, находился в зоне обитаемости. Но это не всё – у Альфы Центавра А тоже есть экзопланета (пока неподтвержденная), Альфа Центавра Аb. И эта планета тоже в зоне обитаемости. Правда, это газовый гигант (скорее всего), но у таких планет, как правило, есть спутники. Впрочем, в отличии от экзопланет Проксимы, об этой пока ничего не известно. Кстати, и у третьей звезды системы тоже есть экзопланета, правда, она слишком далеко от звезды.
На наш взгляд совершенно очевидно: иметь корабль и экипаж, способные пролететь 460 световых лет (туда-обратно), и не сделать маленький крюк – просто глупо. Этот полёт имеет огромную научную ценность. От нас опять реверансы авторам, Проксима – это вспыхивающая звезда, и выбросы на ней – частое явление. Собственно, эти выбросы дают право утверждать, что поверхность Проксимы b, к огромному сожалению, скорее всего стерильна. И не использовать возможность посмотреть, что там происходит, не просто глупо, а непростительно. Можно, конечно, построить второй звездолёт, но сделать крюк будет проще и менее затратно. Особенно если учитывать, что в мире «Москвы – Кассиопеи» идёт космическая гонка.
Учитывая релятивистский эффект, этот крюк займет около года (для экипажа), а результат для науки будет колоссальный. Потерянное время можно компенсировать поднятием скорости на тысячу- полторы км/с, благо, резерв есть.
Конечно, ни о какой гравитационной праще и речи нет, она не имеет смысла, так как звездолёт еще на марше к Проксиме достиг нужной скорости, но вот заложить круг вокруг системы эти три звезды могут помочь.
В общем как ни крути, полёт к Проксиме ошибкой не был – это оправданное действие, имеющее под собой практическое и научное обоснование.
У нас есть и другие аргументы в пользу этого:
Даже если при полёте к Шедару и обратно с экипажем и звездолётом что-то случится, их полёт к Проксиме уже делает экспедицию очень ценной для науки и развития технологий.
Скажем больше – именно полёт к Проксиме и делает экспедицию к Шедару по настоящему ценной. И то, что звездолёт полетел к ней – это еще один аргумент в пользу того, что это по-настоящему научная фантастика, а не просто подростковая киношка о космосе.
Давайте будем реалистами.
Что у нас есть? Земля получила и расшифровала сигнал с Шедара (допустим, это произошло не после эффекта Лобанова, а значительно раньше, ещё до старта). С момента его отправки прошло 230 лет. Когда «ЗАРЯ» доберется до звезды (штатно), пройдет ещё 230 лет (на самом деле немного больше. Итого, округленно, с момента подачи сигнала бедствия пройдёт примерно 500 лет.
Прилетев через полтысячелетия, экипаж землян или увидит, что «все умерли», или им скажут: «Спасибо, что вы прилетели, но мы справились без вас». Это называется актуальность информации.
Сигнал, переданный с Шедара, несёт два типа информации. Актуальную – там была цивилизация и произошла катастрофа, и не актуальную – сигнал о помощи. А узнает Земля о том, что там произошло, ещё через 230 лет, когда сигнал от звездолёта доберётся до неё, то есть тоже через 500 лет, но уже после старта звездолета с Земли. А за полтысячелетия, как ранее было сказано в комментариях, уже и гипер изобретут, или телепорт, или варп.
Вот и получается, что настоящую ценность имеет именно полёт к Проксиме. Это быстрые знания, которые Земля получит через десять лет после старта. Это и технические, практические, знания о работе корабля, и научные знания о ближайшей соседке Земли. И скорее всего, в голове Сергея Сергеевича больше места занимают мысли о строительстве научной базы на спутниках Альфы Центавра Аb (расстояние от звезды примерно 1 а.е.), чем мысли о перспективных знаниях, связанных с Шедаром и его системой.
Думаем мы доказали, что полет к Проксиме оправдан и логичен.
Теперь по следам комментариев – к прошлым статьям! Там было много чего интересного.
В двух словах коснёмся истории с Лобановым. Завести Лобанова на Землю – это два дополнительных разгона и два дополнительных торможения на ЯРД. А это не прямоточный звездолёт, значит, надо тратить не только моторесурс неиспытанного «в боях» двигателя, но и драгоценное топливо.
Переходим к перегрузкам. Больная тема, как и со звездолётом. При просмотре фильма сразу возникают вопросы.
Первый в том, как корабль так быстро набирает скорость. Набор скорости с 250 до 298 тысяч км/с за несколько секунд?
Попробуем ответить на него так: секунды проходят по субъективному времени корабля. И вот тут вопрос к физикам! Друзья, если среди вас есть специалисты, то будем рады вашим комментариям. Субъективное ускорение на одну тысячу км/с из состояния покоя больше или меньше ускорения с 250 тысяч до 251 тысячи км/с за одно и то же субъективное время? Но это если углубляться. Если не углубляться, то при 250 тысячах км/с время замедляется, и такой быстрый скачок скорости вполне вписывается в картину мира.
Второй вопрос более серьёзный. Мы наблюдаем в кадре, как экипаж находится в положении лежа при выходе из системы и разгоне на ЯРД. Оставим наши сомнения, что ЯРД способен разогнать корабль до 250 тысяч км/с. Возможно, в том мире создали такую установку, а мы, как и договаривались, исходим из того, что показано. Итак, запомним: вектор ускорения от пола к потолку, перегрузка в обратную сторону. Запомнили? А теперь переносимся в момент, когда Лобанов своей пятой точкой набирает секретную комбинацию и корабль разгоняется с 298 тысяч до скорости света, добавляя еще две тысячи. В кадре мы совершенно четко видим, что ускорение действует от переборки к пульту, а перегрузка в обратную сторону. Это четко видно как по Лобанову, так и по девушкам.
Так вот, вопросы на засыпку:
Почему девушек относит к переборке, Лобанова вообще выбрасывает за неё, а парней, наоборот, бросает вперед? Почему руки висят вертикально вниз, а потом Середе приходится мучительно тяжело тянуться к РУДу?
Но и тут у нас есть натянутое, но объяснение. При разгоне система искусственной гравитации не работала, а вот в момент проявления «эффекта Лобанова» система работала. Если мы отказываемся от искусственного и таинственного гравитационного поля, а возвращаемся к классической «гравитации» за счет вращения жилых отсеков (кстати, компановка и комингсы в таком случае оправданы, особенно если не тор вращается, а цилиндры-сегменты, и вокруг своей оси, а не центра тора), то такие броски вполне возможны. Но висящих рук это никак не объясняет всё же. Хотя…
Если мы объясняем эти броски попыткой системы настроиться на новые условия, то возможно, в какой-то момент она стабилизировалась, и именно в этот момент нам показали, как рука спокойно висела. Но… повторимся – это натягивание совы на глобус. Вспомним «Дознание пилота Пиркса». По логике – там всем кости переломать должно было. В «Дознании» андроиду оторвало кисти рук.
По идее, Середа не смог бы даже оторваться от спинки кресла. Кстати, если бы положение кресел было более близким к пульту управления, то ребятам не пришлось бы каждый раз тянуться к нему, едва не склоняясь над ним. И Середе в момент, когда потребовалось перевести двигатели на торможение, было бы легче.
Кстати, весь фильм нас мучал вопрос, почему РУД на пульте бортинженера? Но потом мы внимательно посмотрели фильм «Отроки во вселенной», и там в самом начале говорится, что Павел Кондратьевич Козелков – первый пилот...
Пока вроде всё. Думаем, следующие статьи уже будем основывать на «Отроках...» Но там всё попроще, там больше приключений, чем научной фантастики. Хотя… как сказать. Одни вершители и исполнители чего стоят...
У нас, кстати, то же есть разумные киберсистемы, про них можно узнать из наших книг: в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). А если вам больше нравится городское фэнтези, то на «Автор Тудей» – цикл книг Наталии «Хороших здесь нет».