Найти в Дзене
Мир Зари

"Москва - Кассиопея", или Проксима Центавра - ошибка или тщательно продуманный план?

Продолжаем разбираться с событиями фильма «Москва – Кассиопея». И сейчас начнем с «ошибки Копаныгина». В кавычках, потому что есть все основания полагать, что это не ошибка. Итак, звездолёт «ЗАРЯ» у Проксимы Центавра. Поэтому с неё и начнём.
Проксима Центавра находится в южном полушарии. Ниже приведена картинка, в которой показан вид на Солнце с Проксимы. Обратите внимание на созвездие Кассиопея, Шедар – правая нижняя звезда буквы «W». Как вы понимаете, если полёт к Проксиме – ошибка, то это косяк эпического масштаба, и лично мы с таким астронавигатором на одном… да мы бы даже не вышли на одно с ним поле. Итак: Проксима Центавра – Она же Альфа Центавра С. Входит в тройную систему Альфа Центавра, состоящую и звёзд А, В и С. А и В – жёлтый и оранжевый карлики. С (Проксима) – красный карлик. У Проксимы есть три экзопланеты, причем одна из них, Проксима b, находился в зоне обитаемости. Но это не всё – у Альфы Центавра А тоже есть экзопланета (пока неподтвержденная), Альфа Центавра Аb. И
"Москва - Кассиопея" кадр из фильма. Источник на фото.
"Москва - Кассиопея" кадр из фильма. Источник на фото.

Продолжаем разбираться с событиями фильма «Москва – Кассиопея». И сейчас начнем с «ошибки Копаныгина». В кавычках, потому что есть все основания полагать, что это не ошибка.

Итак, звездолёт «ЗАРЯ» у Проксимы Центавра. Поэтому с неё и начнём.
Проксима Центавра находится в южном полушарии. Ниже приведена картинка, в которой показан вид на Солнце с Проксимы. Обратите внимание на созвездие Кассиопея, Шедар – правая нижняя звезда буквы «W».

Яндекс. Вид на Солнце с Проксимы Центавра.
Яндекс. Вид на Солнце с Проксимы Центавра.

Как вы понимаете, если полёт к Проксиме – ошибка, то это косяк эпического масштаба, и лично мы с таким астронавигатором на одном… да мы бы даже не вышли на одно с ним поле.

Итак: Проксима Центавра – Она же Альфа Центавра С. Входит в тройную систему Альфа Центавра, состоящую и звёзд А, В и С. А и В – жёлтый и оранжевый карлики. С (Проксима) – красный карлик.

Яндекс. Сравнение Солнца и звезд системы Альфа Центавра
Яндекс. Сравнение Солнца и звезд системы Альфа Центавра

У Проксимы есть три экзопланеты, причем одна из них, Проксима b, находился в зоне обитаемости. Но это не всё – у Альфы Центавра А тоже есть экзопланета (пока неподтвержденная), Альфа Центавра Аb. И эта планета тоже в зоне обитаемости. Правда, это газовый гигант (скорее всего), но у таких планет, как правило, есть спутники. Впрочем, в отличии от экзопланет Проксимы, об этой пока ничего не известно. Кстати, и у третьей звезды системы тоже есть экзопланета, правда, она слишком далеко от звезды.

На наш взгляд совершенно очевидно: иметь корабль и экипаж, способные пролететь 460 световых лет (туда-обратно), и не сделать маленький крюк – просто глупо. Этот полёт имеет огромную научную ценность. От нас опять реверансы авторам, Проксима – это вспыхивающая звезда, и выбросы на ней – частое явление. Собственно, эти выбросы дают право утверждать, что поверхность Проксимы b, к огромному сожалению, скорее всего стерильна. И не использовать возможность посмотреть, что там происходит, не просто глупо, а непростительно. Можно, конечно, построить второй звездолёт, но сделать крюк будет проще и менее затратно. Особенно если учитывать, что в мире «Москвы – Кассиопеи» идёт космическая гонка.

Учитывая релятивистский эффект, этот крюк займет около года (для экипажа), а результат для науки будет колоссальный. Потерянное время можно компенсировать поднятием скорости на тысячу- полторы км/с, благо, резерв есть.

Конечно, ни о какой гравитационной праще и речи нет, она не имеет смысла, так как звездолёт еще на марше к Проксиме достиг нужной скорости, но вот заложить круг вокруг системы эти три звезды могут помочь.

В общем как ни крути, полёт к Проксиме ошибкой не был – это оправданное действие, имеющее под собой практическое и научное обоснование.

У нас есть и другие аргументы в пользу этого:

Даже если при полёте к Шедару и обратно с экипажем и звездолётом что-то случится, их полёт к Проксиме уже делает экспедицию очень ценной для науки и развития технологий.

Скажем больше – именно полёт к Проксиме и делает экспедицию к Шедару по настоящему ценной. И то, что звездолёт полетел к ней – это еще один аргумент в пользу того, что это по-настоящему научная фантастика, а не просто подростковая киношка о космосе.

Давайте будем реалистами.

Что у нас есть? Земля получила и расшифровала сигнал с Шедара (допустим, это произошло не после эффекта Лобанова, а значительно раньше, ещё до старта). С момента его отправки прошло 230 лет. Когда «ЗАРЯ» доберется до звезды (штатно), пройдет ещё 230 лет (на самом деле немного больше. Итого, округленно, с момента подачи сигнала бедствия пройдёт примерно 500 лет.
Прилетев через полтысячелетия, экипаж землян или увидит, что «все умерли», или им скажут: «Спасибо, что вы прилетели, но мы справились без вас». Это называется актуальность информации.

Сигнал, переданный с Шедара, несёт два типа информации. Актуальную – там была цивилизация и произошла катастрофа, и не актуальную – сигнал о помощи. А узнает Земля о том, что там произошло, ещё через 230 лет, когда сигнал от звездолёта доберётся до неё, то есть тоже через 500 лет, но уже после старта звездолета с Земли. А за полтысячелетия, как ранее было сказано в комментариях, уже и гипер изобретут, или телепорт, или варп.

Вот и получается, что настоящую ценность имеет именно полёт к Проксиме. Это быстрые знания, которые Земля получит через десять лет после старта. Это и технические, практические, знания о работе корабля, и научные знания о ближайшей соседке Земли. И скорее всего, в голове Сергея Сергеевича больше места занимают мысли о строительстве научной базы на спутниках Альфы Центавра Аb (расстояние от звезды примерно 1 а.е.), чем мысли о перспективных знаниях, связанных с Шедаром и его системой.

Думаем мы доказали, что полет к Проксиме оправдан и логичен.

Теперь по следам комментариев – к прошлым статьям! Там было много чего интересного.

В двух словах коснёмся истории с Лобановым. Завести Лобанова на Землю – это два дополнительных разгона и два дополнительных торможения на ЯРД. А это не прямоточный звездолёт, значит, надо тратить не только моторесурс неиспытанного «в боях» двигателя, но и драгоценное топливо.

Переходим к перегрузкам. Больная тема, как и со звездолётом. При просмотре фильма сразу возникают вопросы.

Первый в том, как корабль так быстро набирает скорость. Набор скорости с 250 до 298 тысяч км/с за несколько секунд?

Попробуем ответить на него так: секунды проходят по субъективному времени корабля. И вот тут вопрос к физикам! Друзья, если среди вас есть специалисты, то будем рады вашим комментариям. Субъективное ускорение на одну тысячу км/с из состояния покоя больше или меньше ускорения с 250 тысяч до 251 тысячи км/с за одно и то же субъективное время? Но это если углубляться. Если не углубляться, то при 250 тысячах км/с время замедляется, и такой быстрый скачок скорости вполне вписывается в картину мира.

Второй вопрос более серьёзный. Мы наблюдаем в кадре, как экипаж находится в положении лежа при выходе из системы и разгоне на ЯРД. Оставим наши сомнения, что ЯРД способен разогнать корабль до 250 тысяч км/с. Возможно, в том мире создали такую установку, а мы, как и договаривались, исходим из того, что показано. Итак, запомним: вектор ускорения от пола к потолку, перегрузка в обратную сторону. Запомнили? А теперь переносимся в момент, когда Лобанов своей пятой точкой набирает секретную комбинацию и корабль разгоняется с 298 тысяч до скорости света, добавляя еще две тысячи. В кадре мы совершенно четко видим, что ускорение действует от переборки к пульту, а перегрузка в обратную сторону. Это четко видно как по Лобанову, так и по девушкам.

Так вот, вопросы на засыпку:
Почему девушек относит к переборке, Лобанова вообще выбрасывает за неё, а парней, наоборот, бросает вперед? Почему руки висят вертикально вниз, а потом Середе приходится мучительно тяжело тянуться к РУДу?

Но и тут у нас есть натянутое, но объяснение. При разгоне система искусственной гравитации не работала, а вот в момент проявления «эффекта Лобанова» система работала. Если мы отказываемся от искусственного и таинственного гравитационного поля, а возвращаемся к классической «гравитации» за счет вращения жилых отсеков (кстати, компановка и комингсы в таком случае оправданы, особенно если не тор вращается, а цилиндры-сегменты, и вокруг своей оси, а не центра тора), то такие броски вполне возможны. Но висящих рук это никак не объясняет всё же. Хотя…

Если мы объясняем эти броски попыткой системы настроиться на новые условия, то возможно, в какой-то момент она стабилизировалась, и именно в этот момент нам показали, как рука спокойно висела. Но… повторимся – это натягивание совы на глобус. Вспомним «Дознание пилота Пиркса». По логике – там всем кости переломать должно было. В «Дознании» андроиду оторвало кисти рук.

"Дознание пилота Пиркса", кадр из фильма.
"Дознание пилота Пиркса", кадр из фильма.

По идее, Середа не смог бы даже оторваться от спинки кресла. Кстати, если бы положение кресел было более близким к пульту управления, то ребятам не пришлось бы каждый раз тянуться к нему, едва не склоняясь над ним. И Середе в момент, когда потребовалось перевести двигатели на торможение, было бы легче.

Кстати, весь фильм нас мучал вопрос, почему РУД на пульте бортинженера? Но потом мы внимательно посмотрели фильм «Отроки во вселенной», и там в самом начале говорится, что Павел Кондратьевич Козелков – первый пилот...

Пока вроде всё. Думаем, следующие статьи уже будем основывать на «Отроках...» Но там всё попроще, там больше приключений, чем научной фантастики. Хотя… как сказать. Одни вершители и исполнители чего стоят...

У нас, кстати, то же есть разумные киберсистемы, про них можно узнать из наших книг: в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). А если вам больше нравится городское фэнтези, то на «Автор Тудей» – цикл книг Наталии «Хороших здесь нет».