Найти тему

Вместе весело шагать

В СЗФО развивают различные формы индустриально-промышленных кластеров и технопарков

Ядро индустриального развития СЗФО много лет составляют машиностроение, судостроение, химическая и лесная промышленность. Также на передний план выходят фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии и приборостроение. Однако сегодня на повестке дня — участие в создании агропромышленных и агробиологических технопарков, 3 из 12 которых будут созданы в этом макрорегионе.

Заход по-крупному. В такой большой стране, как Россия, успешное экономическое развитие во многом зависит от концентрации индустриального производства в рамках кооперации различных предприятий, выпускающих сложную высокотехнологичную продукцию. Ни одно предприятие, даже очень крупное, сегодня не в состоянии создать замкнутый цикл производства, консолидировав у себя сразу все технологические процессы. Приходится закупать нужные комплектующие или конструкционные материалы у других производителей, стратегия развития которых может сильно коррелировать с планами закупщиков.

Сбалансировать свои планы, сроки поставок и сократить издержки можно лишь в рамках отраслевого пула предприятий, расположенных на географически близкой друг к другу территории. Они и образуют профессиональные кластеры, которым гораздо легче изготавливать и продвигать на рынок свою продукцию.

На Северо-Западе страны эти кластеры исторически обрели строго определенную специализацию: машиностроение, судостроение, химическая и лесная промышленность. Даже при наличии иных отраслевых гигантов вроде металлургической «Северстали» или горнодобывающего «Североникеля», которые так или иначе являются партнерами предприятий-­участников кластеров.

Так, по обороту и чистой прибыли среди предприятий СЗФО лидируют металлургия и АПК, но при фокусе на крупнейших игроков рынка обнаруживаются «Северсталь» и «Объединенная судостроительная корпорация», представляющие металлургию и судостроение соответственно. Высока также доля деревообрабатывающего сегмента, представленная группой «ИЛИМ», формирующей основной пакет инвестиций в отрасли. Аналогична картина и крупных автомобилестроительных компаний, представляющих локализацию зарубежных ТНК. «Апатит» консолидирует химическую промышленность региона, а «Силовые машины» — энергетическое машиностроение. В свою очередь, инфокоммуникационные технологии и приборостроение имеют низкую консолидацию в регионе, что вполне объяснимо стартовой позицией инвестиций в высокие технологии, начальным этапом развития высокотехнологичного сектора Российской Федерации. Но можно выделить и ряд центров кристаллизации высокотехнологичного сектора в регионе, например предприятия корпорации «Алмаз-Антей».

«Предпосылками развития сектора в СЗФО являются наличие развитой инновационной инфраструктуры, человеческого капитала и значимый научно-технический потенциал, выраженный в заделах НИОКР, — считает кандидат экономических наук из Санкт-Петербургского экономического университета Евгений Карпичев. — Промышленный профиль СЗФО имеет высокую степень диверсификации, что обеспечивает соответствующий уровень кооперации как в производственной, так и в научно-технической сфере. Часть из этих кластеров в Архангельской, Псковской области, Республике Коми и Санкт-Петербурге получила федеральную поддержку, так как многие из них занимаются инфраструктурным строительством. В частности, господдержка уже распространяется на «Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области», «ПоморИнноваЛес», псковский «Электротехнический кластер», петербургские «Кластер производителей средств электронно-вычислительной техники», «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций», «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий», «Лесопромышленный кластер» и проекты по развитию производственной структуры и модернизации производства из Республики Коми».

-2

Столичный пул. Наибольшая кластерная концентрация наблюдается в Ленинградской области и Северной столице. Более 80 предприятий Ленобласти объединились в кластеры в различных отраслях промышленности для более эффективного ведения бизнеса. По мнению генерального директора Центра развития промышленности Ленинградской области Веры Штокайло, объедение в кластеры помогает предприятиям находить новые рынки сбыта и привлекать инвестиции.

По данным Центра развития промышленности Ленинградской области, на сегодняшний день в Ленобласти создано пять кластеров, которые объединили 85 предприятий. По инициативе предприятий появились лесопромышленный, химический, судостроительный кластеры, а также объединения компаний, занимающихся металлообработкой и производством строительных материалов.

В августе 2022 года в регионе создан кластер пищевой промышленности, в который вошли около десятка предприятий.

«Кластер — это в первую очередь площадка для повышения конкурентоспособности региональных предприятий, создания новых производственных и кооперационных цепочек, расширения рынков сбыта предприятий, решения общих проблем и привлечения инвестиций. Так, например, совместные проекты участников кластера позволят с меньшими издержками осваивать производство продукции и содействовать развитию новых направлений деятельности, продвигать значимые для отрасли инициативы и продукцию предприятий, участвовать в отраслевых выставках, форумах, находить новых бизнес-партнеров», — рассказала Вера Штокайло.

По ее словам, инициаторами создания кластера, как правило, выступают сами предприятия. «Это означает, что они видят перспективы и возможности в такой форме взаимодействия. Как правило, группа предприятий обладает большей устойчивостью и потенциалом в целом, чем отдельная компания», — пояснила она.

Новые игроки. Вместе с традиционными «кластерными игроками» в ходе импортозамещения и реализации программы продовольственной безопасности страны в последние годы значительные капвложения были направлены в сферу АПК, где начали появляться агропромышленные и агробиологические технопарки.

Так, на недавнем заседании Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, что в России будет создана сеть агропромышленных парков, которые станут площадкой для взаимодействия между научными организациями и предприятиями АПК. Результаты научно-технической и инновационной деятельности будут незамедлительно апробированы и внедрены в процесс производства сельхозпродукции.

Специализация агропромышленных парков: исследовательская и инновационная деятельность в области биотехнологий, селекции животных и сельскохозяйственных культур, пищевых и кормовых добавок, средств защиты растений и ряд других востребованных аграриями направлений. На таких площадках можно будет не только вести научные проекты, но и практически сразу запускать мелкосерийное производство, ставить эксперименты и перерабатывать сельхозпродукцию.

В 2023 году на гранты для создания необходимой инфраструктуры агробиотехнопарков в федеральном бюджете предусмотрено свыше 1,5 млрд рублей.

Господдержка будет выделяться на проектирование и модернизацию объектов промышленной и технологической инфраструктуры парка, комплексное оснащение оборудованием для производства продуктов биотехнологий, научных исследований и экспериментальных разработок в области биотехнологий.

Из 12 агробиотехнопарков 3 планируется разместить в СЗФО. В частности, в Калининградской области будет создан картофельный кластер. На территории Черняховского индустриального парка группа компаний «Атлантис» планирует запустить полный производственный цикл — от выращивания семенного материала до выпуска готового картофеля фри и жареных оладий. В проект уже вложили более 12 млрд рублей.

По словам директора компании «Атлантис» Дхананджаи Бхагата, сейчас проект реализован более чем на 50 %. В индустриальном парке уже построено 10 из 60 запланированных овощехранилищ, и в них уже загружают первый урожай. В текущем году с площади 855 га планируется убрать 35 тыс. тонн картофеля. И уже в следующем году «Атлантис» намерен увеличить площадь посадки до 4 тыс. гектаров.

Технопарки «Онежский» (будет производить упаковку для пищевых продуктов) и «Карельские продукты» внесены в реестр Минпромторга РФ.

«Одним из условий технопарка для резидентов является инновационность производства. Здесь же появится первая в Карелии специализированная биолаборатория, и нашим производителям пищевых продуктов больше не нужно будет возить свои образцы в Петербург, — рассказал глава Республики Карелия Артур Парфенчиков. — Проект очень удобный в плане места расположения и конфигурации: здесь создадут все необходимые условия для работников, будет своя небольшая котельная, этажи с производствами. Технопарк уже включен в реестр Минпромторга России, а это значит, что резиденты смогут получить дополнительные федеральные преференции».

-3

Соединительные линии. Особую роль в кластерном развитии такого большого региона, как СЗФО, играют транспортные артерии. В 2020 году здесь был создан транспортно-логистический кластер, деятельность которого направлена на увеличение эффективности транспортной системы макрорегиона. В частности, работа кластера увязана с многочисленными балтийскими портами и их бесперебойным функционированием. Особенно в условиях жестких западных санкций.

Северо-Западный транспортно-логистический кластер представлен объединением 63 компаний, 30 % которых зарегистрированы за пределами СЗФО. При этом большую долю предприятий данного кластера составляют компании, которые пробыли на рынке транспортных услуг 4-7 лет (27 %) и 15‑20 лет (28 %). В составе рассматриваемого кластера имеются предприятия, обеспечивающие непосредственно логистическую направленность и транспортные перевозки, а также обслуживающие транспортные средства, обучающие заведения и предоставляющие кадры для всех кластерных предприятий. Поэтому для повышения эффективности работы кластера предложено обеспечить долю предприятий, зарегистрированных в СЗФО, до 90 %; снизить налог на прибыль до 15 % для этих предприятий на первые 5 лет и оставить его на том же уровне в случае реализации ими инфраструктурных проектов; включить в состав кластера другие транспортные предприятия для обеспечения эффективного распределения грузопотоков и включения всех предприятий в мультимодальные системы перевозок.

Стабилизация работы транспортно-логистического кластера позволит наладить и работу международных транспортных коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг», что сделает Россию крупнейшим транзитером. Но все это возможно лишь при политической стабильности в мире, до чего пока еще очень далеко.

Перечень наиболее развитых кластеров Северо-Западного федерального округа — узнать здесь.