Гуделка – это музыкальный инструмент или свободный аэрофон. Представляет собой пластинку из дерева, кости и даже гальку (плоский камень), которая при вращении на шнуре производит гудящий звук. Одно из древнейших звуковых орудий, а в традиционной культуре имеет ритуальные функции и используется в практике шаманов.
Шумовой музыкальный инструмент тундровые ненцы называют вывко, а лесные – вылсу. Слово переводится как «жужжалка» или «гуделка». Обычно инструмент делают из маленькой квадратной или прямоугольная дощечки с двумя отверстиями, продевают через них нить из оленьих жил, а концы связывают между собой – так получалась петля. Если её растянуть между двумя руками и как можно быстрее скручивать и раскручивать, дощечка начинает вертеться и гудеть. Вот почему вывко называют ещё «песней ветра». Кстати, похожая гуделка есть и у ительменов – называется кэль-кэль.
И ненцы, и ительмены с помощью вывко старались вызывать сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и избавиться от жары. В наше время вывко воспринимается не столько как музыкальный инструмент, сколько как народная игрушка для детей.
Лично я помню с детства, когда мы продевали нить или резинку сквозь пуговицу, затем растягивая в разные стороны заставляли её бешено вращаться и даже выдавать звук. Это конечно не то, то принцип действия схож и понятен. Высота звука зависит от скорости – чем быстрее мотаете, тем выше нота. Голос гуделки напоминает вой или рычание животного, поэтому у разных народов она символизировала присутствие духа-тотема.
Индейцы Великих Равнин слышат в её гудении голоса стихий, например, грома, а австралийские аборигены – голоса духов. Они считают, что хорошая гуделка вырезается только из дерева, в котором живёт дух. Гуделки участвовали в религиозных ритуалах в Австралии и Океании, Северной и Южной Америке, Африке, и даже в древнегреческих мистериях. Этот простенький инструмент помогал изгонять болезни, призывал нужную погоду, обеспечивал хороший урожай и удачу в охоте. Во время похорон он отгонял злых духов, а во время мужских сакральных церемоний – женщин и детей. Да, как ни удивительно, у аборигенов Австралии гуделка был запретным инструментом для всех, кроме мужчин, прошедших инициацию. Женщинам, детям, неинициированным мужчинам и чужакам даже слышать и видеть её было запрещено. Зато в Шотландии использовать её было можно и даже нужно: она оберегала от удара молнии. Этот инструмент только кажется тихим – его низкочастотная вибрация разносится довольно далеко.
Чем тяжелее и больше гуделка, тем мощнее будет звук. Звук от гуделки на природе (в открытом пространстве) может улетать далеко-далеко. Путём проб и ошибок, уверен, каждый сможет сделать нечто подобное, а после тестируйте и «ищите» удовлетворяющий звук сообразно поставленной цели. Было бы неплохо нанести на своей гуделке соответствующие символы. Другими словами – если аборигены делали гуделку для вызывания дождя, то и рисовали символы дождя, а не солнца. Ещё раз напоминаю, что свои вещи (бубен, варган и прочее), имеющие определяющее значение для входа в изменённое состояние, давать в чужие руки не следует, равно как, и показывать без особого повода.
Гуделка, пусть и диковинный в нынешние времена, но всё же шаманский инструмент, который при определённом умении вводит в лёгкий транс. Не зря её звук ассоциируется с «голосом предков», ведь в какой-то момент начинается «общение». Ты начинаешь слышать голоса… Она позволяет войти в иное состояние, для изменения образа мыслей и нового мироощущения. Обычно крутят над головой, но я предпочитаю накрест по форме восьмёрки, а для этого надо стоять на возвышении. Не путать с диджериду и перуанским посохом дождя (Rainstick)!
Что же касается меня, то я экспериментировал с ней неоднократно, вот только свою ещё не изготовил, поскольку «руки не доходят» и подходящий материал «в руки не идёт». Значит не время, время его не пришло. Один шаман мне рассказывал, что раньше этим «прибором» вызывали дождь и «закручивали в вихрь пространство», но тут важна техника исполнения, некоторые погодные предвестники и понимание того, что делаешь. Видимо это станет отдельным предметом моих изысканий, но всему своё время и место.
Обряд вызывания дождя во многих культурах часто сопровождается ритуальными песнями, плясками и даже мероприятиями, на первый взгляд никак не связанными с дождём. Так, в Полесье и прилегающих районах Белоруссии, для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Символическое пахание могли производить и прямо на мелкой воде: в Суражском уезде выбирали красивую девочку в возрасте 15-ти лет, раздевали её донага, увешивали венками и заставляли в таком виде боронить воду».
Каким бы бессмысленным и диковинным ни представлялся «набор» совершаемых действий для современного обывателя, но он (метод) однозначно работал. Иначе этим просто перестали бы заниматься. Во всём есть подтекст, и поймёт его тот, кто сможет.
Отсылка на персональный сайт / Ссылка: http://project1255352.tilda.ws/