Пожалуй, самой узнаваемой экранизацией романов Джейн Остин считается «Гордость и предубеждение» 2005 года с Кирой Найтли в главной роли. Но не буду утверждать наверняка, ведь произведения Остин переносят на экраны с завидной регулярностью: как минимум раз в несколько лет появляется новая версия того или иного романа. Поклонники творчества английской писательницы предъявляют высокие требования к каждому фильму или сериалу, зачастую не оставляя место для экспериментов.
От каждой детали они ждут элегантности, чувственности и безупречности, начиная с речи героев и заканчивая изображением пасторальных пейзажей. Иными словами, «идеальной» английской картинки, которая максимально близка первоисточнику. Тем более что зрителю есть с чем сравнивать. В этом ключе последняя экранизация «Эммы» 2020 года весьма любопытна: она безусловно ещё вписывается в установленную рамку, но внутри этого пространства умудряется дерзко идти против правил.
По сюжету романа 21-летняя Эмма Вудхаус живёт вместе с отцом и гувернанткой в Хайбери — большой деревне, где редко случается что-нибудь интересное, способное нарушить устоявшийся порядок. Будучи излишне самоуверенной натурой и самой знатной молодой леди среди обитателей Хайбери, девушка не может найти для себя подходящее занятие и компанию. Спасаясь от суки, Эмма принимается устраивать чужие браки и после первой удачной попытки убеждается в присущем ей таланте. Вскоре после этого она берётся обеспечить счастье своей новой знакомой, но сталкивается с неожиданными трудностями.
Новая «Эмма» прежде всего о форме: визуальный ряд играет существенную роль в повествовании. Отмечу, что фильм — режиссёрский дебют Отем Де Уайлд, известного фотографа. Каждый кадр здесь действительно превращается в самостоятельную фотографию, а всевозможные детали и яркие цвета неизбежно обращают на себя внимание и заставляют его подолгу рассматривать персонажей и окружающую их обстановку, возвращаться к отдельным эпизодам. Кроме того, композиционно герои всегда находятся в центре, в картине преобладает осевая симметрия, характерная, например, для работ Уэса Андерсона. Таким образом формируется очень насыщенное и красочное пространство, в котором всё кажется чересчур идеальным, почти сказочным.
Однако эта визуальная идиллия буквально рушится на наших глазах. Прежде всего благодаря уже упомянутой осевой симметрии, которая создаёт ощущение условности всего происходящего на экране. Вместе с тем режиссёр постоянно обманывает ожидания зрителей, используя визуальные гэги. Так, эмоциональная сцена признания в любви внезапно оборачивается носовым кровотечением. Герои тоже как будто бунтуют: почтенный отец Эммы (Билл Найи) вдруг прыгает по лестнице словно подросток, а сама Эмма (Аня Тейлор-Джой) до неприличия высоко задирает платье, чтобы согреться зимой у камина. В некоторых сценах актёры даже начинают откровенно переигрывать, уходя в театральность. Музыкальное сопровождение усиливает комедийный эффект и расставляет акценты.
Действительность в картине явно комична, но эта комичность не призвана высмеять нравы эпохи. Эмма не превращается в современную девушку и действует, как и все остальные строго в рамках своего времени. Режиссёр скорее иронизирует над самой традицией восприятия романов Остин и предлагает снизить градус серьёзной безупречности, чтобы разглядеть в английских леди и джентльменах обычных людей, которые могут сморозить неуместную глупость, громко чихнуть во время воскресной проповеди или устроить истерику из-за страха подхватить какую-нибудь инфекцию. Очевидно, у нас много общего, пусть наши миры и наполнены разными правилами и ритуалами.
У новой экранизации получилось несколько переосмыслить классику, но при этом не переборщить. Фильм, кстати, практически не отходит от сюжета романа, лишь из-за хронометража сокращены или отсутствуют некоторые сцены, но его дух передан довольно точно. Возможно, он бы понравился даже самой писательнице. Хорошая попытка, учитывая, что эксплуатировать различные элементы миров, которые создала Джейн Остин, довольно популярно, но не всегда выходит удачно. По крайней мере, визуальное наслаждение вам обеспечено. В общем, вспоминаем «Бриджертонов» и привыкаем.
Как вам такая экранизация Остин? Вы за классику или эксперименты?
Искренне ваша К.
P.S. Ранее этот обзор был опубликован автором (мною) в составе статьи для студенческого журнала "Своими Словами": https://spb.hse.ru/humart/svoimislovami/news/818654822.html