Я работал учителем труда в школе. До этого работал главным механиком в разных больших организациях. А теперь вышел на заслуженный отдых и помня какие учителя - трудовики были в моем детстве, решил попробовать себя на их месте. Может чему - то и научу подрастающее поколение. А в моем детстве трудовики были сплошь дебилы, рукожопы и как правило пьющие. Я сменил четыре школы и везде с трудами было одно и тоже. Наверно это отложилось как-то в памяти и я ступил на ниву педагогики, по приобщению к трудовым навыкам подрастающего поколения. Хотелось чтобы детки знали, что такое рубанок, топор, стамеска и что шуруп закрученный отверткой держится лучше, чем забитый молотком. А также, что для кривых гвоздей не нужны кривые молотки, а нужны прямые руки с помощью которых тот самый гвоздь можно выпрямить и с особым удовольствием употребить для дела. Прямо чувствовал такую необходимость забивать доброе, нужное, вечное, ну или сеять...это уж как получится. Работал уже год и получилось хорошо наладить контакт с детьми. Они очень хорошие угадалки и если ты профи своего дела, причем неважно химик ты или трудовик, то они сразу это чувствуют и хорошо к тебе относятся. А если ты формально выполняешь свою работу, то и они к тебе относятся как к неизбежному злу, то есть тоже формально. Ты делаешь вид, что учишь, а они делают вид, что учатся. В целом работа не тяжелая. Опять же много женского пола, что приятно волнует и все вполне воспитаны и вежливы. Ну и моральное удовлетворение от того, что ты чему то полезному учишь деток. Конечно они все разные психотипы и темпераменты, но в целом их отношение к учителю зависит, как ни странно от самого учителя. Они намного непосредственней воспринимают твои ошибки и промахи, гораздо острей и эмоциональней. В общем весело и как говорил кто то-держи ушки топориком. А как передать то необъяснимое чувство когда видишь как они на твоих глазах растут, понемногу меняются и раскрываются, как куколки в подростков, а потом и юношей и девушек? Это удивительное чувство наблюдать физическое течение времени мимо себя. Это завораживает и притягивает навсегда. Поэтому мало кто из учителей сам уходит из школы. Наверное учителя внутри тоже большие дети, потому и выбирают эту стезю. Школа это огромный мир. Он огромен и мал одновременно. В каждом ребенке любые переживания для него мега-важны и мега-существенны! И он обращаясь по любому поводу к учителю всегда с опаской ожидает его реакции. А вдруг учитель не поймет, а вдруг посмеется и так далее. Для него реакция взрослого просто очень, очень важна! И она может обидеть и оставить в душе рану, причем на всю жизнь, а может открыть крылья и обрадовать. Вот тут и думай, как и что отвечать детям. А если для тебя за сегодня это 101е обращение? Отмахнутся? Некогда? Так вот. Тот учитель который на 101й вопрос отвечает так как и на 1‐й и есть настоящий учитель. И таких дети очень любят и даже боготворят.
На краю школьного двора стояла будка из кирпича. Когда-то там был электрический распред-узел но потом его демонтировали и этот сарайчик стоял пустой и заброшенный, без дверей и без окон. Иногда туда забирались старшеклассники покурить. Но ввиду того, что из школы он был хорошо виден, то это случалось крайне редко.Как-то проходя мимо, я услышал нецензурную брань и почувствовал запах сигарет. Повернул и зашагал прямо к будке. Там увидел троих пацанов старшеклассников оживленно ругающихся друг с другом с сигаретами в руках. Школа была сельская, поэтому ребята там намного раньше взрослеют. Ну а раз я учитель, то дернул меня случай вмешаться в их нелингвистические дебаты. Вы что тут делаете? сказал и тут же подумал какой глупый вопрос. И так видно, что ругаются и курят. В ответ тишина, а на лицах ни тени испуга. Просто интерес, что будет дальше. А ну-ка давайте выметайтесь отсюда и родителей завтра в школу! Подождал пока уйдут и пошел в мастерские. Вечером только вышел из школы, как ко мне подходят эти куряки и говорят, что типа непонятка вышла, прощения просим и на таком полу тюремном лексиконе. Попросили бы по-человечески, на нормальном языке, я бы их понял и все на этом закончилось. Но их попытки говорить по блатняку меня просто возмутили. Если они со мной считают возможным так разговаривать, значит ставят меня на одну планку с ними. Нет так не работает. Я кто учитель, или так погулять вышел? Вообщем сказал, что я ваших родителей завтра жду в школе и если вы что хотите сказать, то используйте русский язык. Вы ведь еще не сидели, а за такой разговор по блатняку можно и спросить. На следующий день вполне ожидаемо никто из родителей этих пацанов не появился. Я подождал до обеда потом вызвонил родителей и пригласил в школу. Они оказались, как и следовало ожидать чрезвычайно занятыми людьми, все что я говорил прошло мимо их ушей как белый шум. Сказав что примут меры удалились с видимым облегчением и тут забыв все происшедшее. Подростки же смотрели с усмешкой типа ну что сьел? Нет у тебя методов против нас! Все понятно семьи у этих парней отсутствуют и они самоорганизовались в некое подобие эрзац-семьи а проще местечковой мафии. Где чувствовали себя комфортно и варились в собственном соку. Ну что если родители их уже потеряли, попробую сам как-то наставить их на путь истины. На уроке обьявил -Так сегодня эти трое остаются в классе, помогут мне передвинуть станки. Когда стали бурчать, взял их на слабо. Что не сможете? Мало каши ели? Я ведь предложил вам, как самым сильным в классе. Всё. Теперь перед всем классом отказаться для них это потерять лицо. Ребята закусили удела и остались. Теперь дверь на ключ. И начинаем двигать станки. Минут сорок хорошей нагрузки, лица красные вспотели и мозги стали восприимчивей к тому что сейчас буду проповедывать. Ну что ребята. Давайте разберем этот узел. Ну-ка предлагайте, что для этого надо. Ага открутить гайки. Правильно. Раскрутим вот гаечными ключами. А если просто руками? А вдруг получиться? Чего смеетесь-то? Да вы правы, не сможем, нужны ключи. Ну берите и откручивайте. Ты отсюда, ты отсюда, ты отсюда. А вы задумывались, что для общения с другими таким же людьми вам тоже нужен инструмент? Ну инструмент с помощью которого, вы образно выражаясь сможете правильно взаимодействовать с другими людьми? Ну с теми, которые вам интересны. С теми, от которых вам что-то нужно. Да и противоположным полом, который вам понравился. Нет не разводной ключ на 40, хотя иногда кроме него ничего не действует, но это, как правило, заканчивается увечьями и реальным уголовным преследованием ведь так? Нет нужен другой инструмент более безопасный и более изящный. Ну как думаете, что это за инструмент для эффективной работы с нужными вам людьми? Думаем, думаем. Пистолет, нож, дубинка да это эффективно, но наказуемо. Думаем. Физическая сила - слишком просто да и тоже наказуемо. Думаем. Просьба, предложение. В точку! А в целом-слова! Вот инструмент для коммуникации вас с окружающими людьми! Вот она сермяжная правда. Но это вам рано пока. Значит слова.
Теперь попробуйте вспомнить, если бы я днем сказал остаться после уроков. Вы бы остались? Правильно-нет. А что я сделал? Я изящно и незаметно взял вас на слабо перед всем классом и вы повелись. Правильно? Так без обид. Мы просто анализируем поступки. Я употребил слова, после которых вы трое сделали то, что мне было нужно. Причем заметьте без угроз, разводных ключей и физического насилия. Так вот самая страшная тайна личного успеха и процветания, это умение пользоваться словами в общении с другими. Для работы с механизмом вам нужны ключи, для работы с людьми вам нужны слова-ключи. Как это сделать? Вот самый простой пример. Попробуйте описать этот предмет. Это правильно-пуговица. Нет возьмем карандаш. Пуговица слишком сложно для вас. Зря смеетесь. Сейчас поймете почему. Вы должны мне объяснить, что такое карандаш так, что бы я не видя его ни разу ясно себе представил что это такое. Учитывайте, что представить могу только с ваших слов. Начинайте. Деревянный стержень? Нет не понимаю. Деревяшка с грифелем? Нет не понимаю. А длинный палка-понимаю. А какой длины-метр два? Не понимаю. О стержень из дерева, а что такое стержень? Я первобытный человек, не понимаю. Ага! Круглая палочка из дерева диаметром 6мм длиной 10см. Стоп. Не понимаю что такое диаметр, что такое мм, что такое см. Смотри как напряглись, как лица покраснели спорить друг с другом. Вот вам разделяй и властвуй, Макиавелли гений. Но это потом. Ребята я его не вижу и никогда не видел этот карандаш и таких словей про диаметр и сантиметры не знаю, описывайте с учетом того, как будто вы говорите с дикарем племени мумбо-юмбо. Слушаю.
Боже, как они стараются мне объяснить что такое карандаш. Выуживают из глубин сознания слова, которых никогда и не употребляли. Ну что готовы? Давайте обобщим так круглая палочка длинной с ладонь из крашенного дерева толщиной с ноздрю носа на ней нарисованы неизвестным способом символы которые называются буквами. Внутри палочки проделана дырочка на всю длину палочки в которой находиться черный твердый порошок. Стоп! Что такое порошок? Не знаю. А черная фигня неизвестного состава? Ну конечно так понятно сразу стало всё! А мягкий камень похожий на глину неизвестного состава и который оставляет след на бумаге. Стоп, что такое бумага? Тогда на стене пещеры.Вот! Молодцы! Ну что вспотели? Господи, а довольные какие, как будто только что сагу о форсайтах написали. А теперь понимаете почему я сказал что пуговица это слишком сложно? Все ребята. Пора по домам. Что еще? Нет уже поздно и есть риск, что альфа-самцы ваших семей в виде отцов применят для профилактического массажа ваших мягких мест свои кожаные полоски с металлическими застежками которыми поддерживают свои штаны у себя на поясе. Завтра попробуете описать мне стиральную резинку. И мега задание-шестигранный карандаш! Просто интересно как вы дикарю объясните октаэдр сечения карандаша. Уходя из школы они жестикулировали и бубнили меж собой.
Удивительные метаморфозы произошли с этими пацанами. За каких-то три месяца речь стала их развиваться семимильными шагами и скоро они стали самыми лучшими учениками по правильности употребления устной речи с себе подобными. Ну а правильная разнообразная речь подтянула с собой и благородный сленг 18 века который они употребляли исключительно с сударынями своей школы отчего те прямо млели от такой изысканности. За этим подтянулся интерес и к другим предметам. Заметно повысились требования к внешнему виду, прическе, одежде. Вопрос с куревом отпал сам собою, поскольку слишком примитивно, да и воняет оказываться. Матерные слова исчезли как вид. Грамотная словесность делает чудеса с человеком. Не зря в царской России изучению русской изящной словесности уделялось столько времени. Предки то были не дураки. Оказывается слова-ключи воспитывают сначала самого говорящего и только потом тех по отношению к кому он их употребляет.
Александр Алехин Бендеры