«Убийцы цветочной луны» - один из лучших фильмов ушедшего 2023-го года по версии критиков и зрителей. В этой киноленте есть все, чтобы цепляться за награды. Тут у нас и громкое имя режиссера, и не менее громкий актерский состав, и хорошая съемка, да и тема то модная – повестка. Однако это не такая повестка, за которую обычно хочется ругать кино. Вряд ли Скорсезе мог бы себе позволить заигрывать с феминистками и «трансформерами» (не мой термин, а сами знаете чей). Маэстро затеял разговор о более важном. Геноцид. В этом слове уже заложен страх и ужас. Геноцид – это плохо и непростительно. Печально лишь то, что не каждый геноцид является общепризнанным. Мы знаем об истреблениях евреев или армян, но на самом деле большинство преступлений над целыми народами даже сейчас до сих пор не признаны в массах геноцидом. «Убийцы цветочной луны» - это не обычная история в стиле «Покахонтас», где гадкие колонизаторы грабят, убивают и рушат. Перед нами 3-хчасовая незаурядная криминальная драма. В ней нет никакого обаяния и романтики, приключенческого или батального кино. Все буднично, жестко.
В основу истории легла книга Дэвида Гранна, повествующая о серийных убийствах племени Осейдж, связанных с нефтедобычей на их землях. Роман повествует о расследовании вокруг этого дела, и изначально Скорсезе также хотел экранизировать его через эту линию. Однако, после общения с потомками и родственниками жертв, поменял идею и решил рассмотреть эти события от лица убийц, чтобы более конкретно рассказать о страданиях индейцев-осейджей изнутри. На самом деле, для меня, к сожалению. Не секрет, что в изначальном варианте Ди Каприо должен был играть агента ФБР, укороченная роль которого по итогу досталась отличному актеру Джесси Племонсу, а в итоге Лео исполнил роль дебиловидного имбицила Эрнеста Беркхарта. Не скажу, что это прям плохо, но, как поклоннику творчества этого актера, мне было слегка обидно, ведь через такого персонажа он не сможет попросту полностью раскрыть свой актерский потенциал. Ди Каприо играет тут не более, чем хорошо, грустная моська дурачка ему удалась, но ничего восторженного про него мне больше не написать. Да и к герою его есть вопросы. Если честно, сложно поверить, что такой трусливый и попросту никудышный тип может испытывать душевные муки совести, разрываясь между любовью и жаждой наживы. Да и странно, почему его жена Молли (Лили Гладстоун) вообще могла положить глаз на этого «койота» (так она сама назвала Эрнеста). В основной любовной линии нет главного – не чувствуется любви, поэтому драма героя Ди Каприо, мной была не понята. Больше похоже, что к финалу, он скорее страдает от собственной трусости, чем от высоких чувств.
Лили Гладстоун шикарна. Пока не знаю, что там вышло в «Бедных-несчастных» у Эммы Стоун, поэтому на данный момент для меня именно Гладстоун – главный претендент на Оскар в женской номинации. Молли Беркхарт у нее вышла молчаливой, но много слов ей не надо - на сколько же выразительна мимика! Второю часть фильма Гладстоун виртуозно умирает, и от этого я в восторге!
Пока говорим об актерах, нельзя не высказать похвалу Роберту Де Ниро. Есть еще порох в пороховницах. Ну никто не сомневался в актерском таланте старика, особенно когда он играет роскошных мерзавцев. «Зови меня король», - именно так представился его персонаж в начале фильма, и коль у его персонажа от королевского, только интриги, то Де Ниро на самом деле играет по-королевски. Мастер. Если говорить о наградах, то в номинации на роль второго плана конкуренция высока, поэтому побед не предвкушаем.
Через Уильяма Хейла (Де Ниро) и можно рассматривать эту картину, как историю о жестокости и алчности белой нации над индейцами. История «Убийц цветочной луны» уже далека от завоеваний Америки британцами и Кортесом, но даже на рубеже XIX-XX вв. бесчинство и геноцид по отношению к коренным представителям не прекратился. Он спрятался, но остался и теперь бьет только исподтишка. «Король» - это типичный пример волка в овечьей шкуре, который предстает перед индейцами, как отличный друг, а на самом деле оказывается хитрым бандитом, жаждущим наживы.
Истребление осейджей не только уменьшает их популяцию, но и вымывает их традиции. Заметили, как контрастирует индейский колорит ближе к началу и к финалу картины? В начале много ярких красок, традиционные праздники, чаще звучит индейская речь, а к концу из всего этого почти ничего не остается. Так Скорсезе через отдельную историю старается раскрыть всю трагедию индейского народа. И хотелось бы сказать, что у него это хорошо получается, но, естественно, есть «но».
Пусть все убийства показаны бесстрастно, пусть все бандиты не имеют никакого обаяния (что для режиссера не свойственно), пусть мораль нам отчетливо ясна, и мы даже сопереживаем Молли, но «Убийцы цветочной луны», как бы старик Мартин не хотел – это фильм в первую очередь об убийцах и их грязных делах, и уже во-вторую - об индейских страданиях. Самим осейджам отведена роль наивных ребят, которым остается только сочувствовать. Кстати, это даже не моя мысль - это мысль самих членов племени осейдж, раскритиковавших фильм.
Ругать фильм можно и за его длительность. «Убийцы цветочной луны» длиннее того же «Оппенгеймера», которого также предъявляли за большой хрон, почти на пол часа. Но если фильм Нолана для меня пролетел на одном дыхании, то Скорсезе ближе к концу меня сильно утомил. Это, не взирая на то, что визуально и эстетически лента меня заворожила. Как и в «Ирландце» режиссер не поскупился на минуты, и, как по мне, у «Убийц» та же проблема, что и у предыдущего фильма режиссера: начало смотрится на одном дыхании, к середине темп затихает, к концовке ты уже подходишь в полном расфокусе. Забавно, но как будто фильм сам подошел к финалу уставшим. По сути Скорсезе так и не ставит адекватную точку, подытоживая три с хреном часа бонусной сценой с камео самого режиссера, заменяющей финальные титры с инфой о том, что ж там по итогу со всеми случилось. Вопрос… А нельзя было, как-то где-то поджаться, чтоб нам не пришлось объяснять будущую судьбу героев, через комедийную сцену? Знаю, что некоторые находят в ней художественные символизмы, но, простите, (к удивлению для себя, вступлюсь за массового зрителя) можно же снять такой долгий фильм с четким финалом, не оставляя у обычной публики неприятного послевкусия упущенного времени. Кто-то по три с половиной часа перед работой отсыпается, а тут одна кинолента такая гигантская).
«Убийцы цветочной луны» - это многослойное полотно, поднимающее важные проблемы, и высмеивающее некоторые устоявшиеся американские взгляды. Фильм снят отлично: здесь действительно восхищаешься «картинкой», и великолепием актерского мастерства от больших мастеров своего дела, так что мы нежно шлепаем «Убийц цветочных луны» по попке, как это сделал герой Де Ниро с героем Ди Каприо, и отправляем их в наградный сезон. Это хорошая картина, но тяжелая. Где-то тяжелая для восприятия, где-то для просмотра. Людям с СДВГ не рекомендую.