Прекрасное видение мира художника и гневная публика всегда шли рука об руку — ведь скандал может сделать мастера знаменитым, обеспечить ему независимость и желание публики обладать кусочком его творчества, а иногда становится камнем преткновения и толчком к метаморфозам: из художника в безумца или побудить других писать фальшивки. Сегодня мы расскажем вам про самые громкие инциденты с картинами, которые освещались в СМИ.
Мы живем в особо урожайные на скандалы годы: вокруг фальшивые произведения искусства и судебные иски, связанные с непорядочным поведением арт-дилеров. В самом конце 2019 года в Бельгии были арестованы коллекционеры российского происхождения Игорь и Ольга Топоровские. Они подозреваются в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым.
О том, что Игорь и Ольга Топоровские находятся под стражей в Генте, журналисты узнали почти через неделю после начала их заключения. Пара была арестована в прошлый понедельник по обвинениям в мошенничестве, фальсификации, отмывании денег, преступном сговоре. Скандал вокруг выставки неизвестных ранее картин русских авангардистов, прошедшей в Бельгии два года назад, вновь в центре внимания. Однако, в деле по-прежнему много неизвестных.
Следствие было инициировано письмом, подписанным четырьмя арт-дилерами: Джеймсом Баттервиком, Алеком Лахманом, Джулианом Бараном и Ингрид Хаттон, а также внучатой племянницей Каземира Малевича — Ивоной Малевич. Последняя проживает в Варшаве и в настоящее время занимается основанием Фонда имени Каземира Малевича, целью которого будет, в частности, борьба с подделками на рынке.
Произошло это за неделю до пресс-конференции Игоря Топоровского и Катрин де Зегер в Брюсселе. Выступление перед прессой началось с казуса: в зал вломились судебные приставы, и потребовали предоставить им все документы до того, как их увидит пресса. Они действовали от имени пятерых подписантов, в том числе, уже покойной на тот момент Хаттон.
Подписанты письма от комментариев о сути своих претензий отказываются до конца следственных мероприятий. Их адвокат Геерт Ленсенс говорит о "судьбе всего искусства". Арест Игоря и Ольги Топоровских он назвал "большим шагом вперед" в этом деле.
Истцами к российско-бельгийским коллекционерам выступают, тем не менее, не дилеры, а сам город Гент. Мэрия уже добилась отстранения от должности Катрин де Зегер, бывшей директором Музея изящных искусств Гента на момент проведения выставки картин из коллекции Топоровских. Там настаивают: де Зегер не только единолично приняла решение о начале экспозиции, но и подделала даты на документах.
"В настоящее время есть новые материально-технические доказательства, основанные на специализированных лабораторных исследованиях, которые показывают ясно и неопровержимо, что исследованные работы являются подлинными, они аутентичны"
— говорит Катрин де Зегер в своем обращении, опубликованном во фламандском издании H ART.
Аудит, проведенный по заказу города Ernst and Young в музее, не выявил серьезных нарушений. Де Зегер пришлось освободить должность директора, но формально она продолжает сотрудничать с комиссией по культуре до выхода на пенсию. На ее стороне с открытым письмом выступили 63 видных деятеля культуры со всего мира. В том числе руководители "Тейт Модерн" в Лондоне, парижского Центра Помпиду, Музеев современного искусства в Сиднее и Сеуле; академики и исследователи искусства из Гарварда, Принстона, Оксфорда, Монреаля и многие другие.
На той самой пресс-конференции свои доказательства попытался представить Игорь Топоровский. Он заявил, что научные лаборатории в четырех странах Европы, включая Францию и Германию, исследовали 12 картин из 24, выставлявшихся в Генте. Результаты подтвердили аутентичность экспонатов. Но получить документы в руки журналисты не смогли — они защищены интересами следствия.
Доклад был воспринят скептично: доказательств недостаточно; к тому же, Топоровский лично выбрал работы для экспертизы.
Уже в конце этого года инспекторы побывали дома у Топоровских. На этот раз представитель следствия сам выбрал картины для новой экспертизы. Фрагменты холстов срезали прямо в домашних условиях.
Связан ли арест с получением результатов исследования, не известно. Адвокаты и суд от детальных комментариев отказываются.
Пока же вся коллекция Топоровских арестована. На какое время — сказать не возьмется ни один эксперт: подобные дела могут длиться годами.
На днях завершились разбирательства вокруг выставки картин русско-французской авангардистки Александры Экстер, в которой участвовали, в том числе, экземпляры из собрания Топоровских. Дело закрыли: за 10 лет следствия обвинению так и не удалось найти фактов фальсификации или других нарушений.
Спасибо, современные технологии!
В 2019 году из Третьяковской галереи украли картину Архипа Куинджи. Подозреваемого задержали менее чем через сутки, полотно нашли.
"Человек, укравший Куинджи, был обречён, ведь в Третьяковской галерее повсюду камеры видеонаблюдения, а новость о краже сразу появилась во всех СМИ. Такие преступления зачастую спонтанны и бесперспективны с точки зрения последующего сбыта украденного"
- Илья Рясной, бывший старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с посягательствами на культурные ценности МВД РФ.
Вечером 27 января стало известно о пропаже картины Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" из Третьяковской галереи. МВД распространило записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, как мужчина снимает со стены полотно и уходит. При этом его никто не пытается остановить.
Очевидцы сообщили, что зал, где находилась картина, оцепили после того, как стало известно о ее пропаже. Одна из посетительниц отметила, что людям, находившимся в музее, дали досмотреть выставку (она длится до 21:00). "Примерно в 16:30 картина еще была на месте", - также рассказала посетительница.
Помимо этого, в правоохранительных органах столицы рассказали, что сотрудники полиции узнали о хищении картины, когда приехали в Третьяковскую галерею по вызову из-за кражи шубы...
В Москве объявили план "Перехват". Представитель правоохранительных органов сообщил, что по камерам наблюдения видно, как похититель картины скрылся с места преступления на Mercedes.
Утром 28 января стало известно, что сотрудники МВД совместно с ФСБ России задержали подозреваемого в хищении картины в поселке Заречье Московской области. Кроме того, по данным ведомства, обнаружена сама картина. По предварительным данным, полотно не повреждено.
На следующий день, 29 января, Таганский суд Москвы арестовал Чуприкова на два месяца.
Подозреваемым оказался 31-летний Денис Чуприков. Он рассказал оперативникам, что спрятал похищенную картину на территории строящегося объекта в Одинцовском районе, где она и была изъята полицейскими.
Официальный представитель МВД РФ Ирина Волк уточнила, что похититель был ранее задержан полицейскими за хранение наркотиков. Он является фигурантом уголовного дела, возбужденного по статье 228 ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств"). На момент задержания мужчина находился под подпиской о невыезде.
Непосредственно при задержании Чуприков заявил, что не понимает, почему был задержан, так как никаких преступлений не совершал.
Следствие назначило ему психолого-психиатрическую экспертизу.
Позже на суде Чуприков раскаялся в содеянном, а свои действия объяснил тем, что хотел привлечь к себе внимание.
1 февраля картина "Ай-Петри. Крым" вернулась на выставку в Третьяковскую галерею. Главный хранитель музея Татьяна Городкова подчеркнула, что полотно находится под надежной защитой:
"Здесь мы используем и традиционные способы защиты - так называемый "мертвый крепеж". Это физическое прикрепление рамы к стене. И на картину вмонтирован датчик".
"Захват" выставки приморских художников в Сиане
Китайские ценители искусства настолько прониклись русской живописью, что отказались вернуть приморским художникам их работы. 137 картин суммарной стоимостью более $150 тыс. оказались захвачены компанией Rosschina в городе Сиане. Китайцы заявили, что скорее изрежут картины на куски, чем вернут их в Россию. Эта история могла стать хорошей основой для криминального боевика. Как и подобает, сюжетная линия развивалась по нарастающей...
Китайский предприниматель обманным путем захватил экспозицию из 130 картин художников из Приморья и угрожал куратору выставки – главе Приморского отделения Союза художников России Людмиле Убираеве – расправой за попытки их вернуть. Контракт был уничтожен на ее глазах китайским полицейским, которому перед тем передали взятку в 4000 долларов.
Изначально к Людмиле Убираевой обратилась жительница Владивостока Галина Горина. Она рассказала, что ее дочь – Елена Горина – и ее муж – господин Чжао Ци – ищут в краевом центре художника-портретиста для работы по контракту. Художник должен отправиться в Китай, чтобы там рисовать портреты крупных бизнесменов, чиновников и членов их семей. Предложение не удивило Убираеву – сейчас в Китае всплеск интереса к российскому искусству.
Художница заключила договор с Чжао Ци и, совершенно не зная китайского языка, отправилась в город Сиань. Через некоторое время китайцы начали откровенно нарушать условия контракта – задерживать оплату портретов. При этом заказчики, как выяснилось, рассчитывались вовремя и работой были очень довольны. Чжао Ци же постоянно говорил Убираевой «подождите еще неделю, скоро рассчитаемся сразу за все, продолжайте работать». Она и продолжала.
Через некоторое время, так окончательно и не рассчитавшись, китайцы предложили Убираевой организовать крупную выставку-продажу картин приморских художников. Она согласилась, так как все еще надеялась, что условия договора будут выполнены. Вернулась вместе с Чжао Ци во Владивосток, где и отобрала свыше 130 картин. В экспозицию вошли работы известных художников Обманца, Цоя, Дружинина и других. Среди них были и работы Людмилы Убираевой. Организатором с китайской стороны выступила компания Rosschina в лице директора Чжао Ци.
Ей показали зал в Сиане, где должна была разместиться выставка, от которого художница пришла в восторг. Выставка прошла с огромным успехом. Правда, ни одной картины не было продано. Убираева объяснила это тем, что Чжао Ци завысил цены художников в несколько раз: так, только портрет Ленина предлагали к продаже за 100 тысяч долларов. После этого выставку закрыли в офисе Чжао Ци, и дали понять, что возвращать ее не намерены.
Через некоторое время Убираева поняла, что ей откровенно мешают контактировать с кем бы то ни было: сначала отключили мобильный телефон. Потом интернет, после лишили стационарной телефонной связи. Все это пытались лживо объяснить некими поломками. У нее нашлись добровольные помощники – студенты и преподаватели местного университета. Но даже с их помощью Людмила Тимофеевна не смогла вернуть картины. Вскоре у нее обманом выкрали договор – в афере был замешан полицейский Сао, которому на глазах художницы передали конверт с 4 000 долларов:
"Когда я спросила, что это такое, полицейский ответил мне, мол, эти деньги, якобы, плата за то, что он меня обслуживает. Я запомнила номер нагрудного знака этого сотрудника полиции, 013210, он мне представился как господин Сао. После этого инцидента мне просто не давали спокойно жить, угрожали физической расправой, грозились порезать все картины, даже угрожали убить".
Без договора оставаться в Китае не было особого смысла, тем более, что Чжао Ци начал прямым текстом угрожать Убираевой, устроив ей настоящий психологический прессинг через подставных лиц.
В итоге родственникам Убираевой и Приморскому отделению Союза художников удалось подключить к истории с картинами консульство в Пекине и отдел МИДа во Владивостоке. Сейчас, по словам работников посольства, уже есть договоренность, что китайцы вернут картины, но через третье лицо и при условии заверенных российскими и китайскими нотариусами доверенностей от каждого художника. Правда, и в этом случае гарантий обязательного возврата картин их авторам китайцы не дают. «Эта ситуация из частной может перерасти в общую», — отметили в Приморском отделении Союза художников.
"Если к нам в Союз художников обратятся представители Китая с просьбой провести выставку, боюсь, наша реакция будет неадекватной. Международным отношениям в этом смысле нанесен огромный ущерб, доверие исчезло"
— добавила Людмила Убираева.
АРТ обстрел банок с супом
В 2022 году Группа экоактивистов попыталась испортить картину американского художника Энди Уорхола, выставленную в Национальной галерее в Канберре (Австралия). Считается, что нарушители действовали в рамках протеста против климатических изменений. Участники акции призвали власти Австралии прекратить поддержку нефтяной, газовой и угольной промышленности.
По информации издания, на пяти из десяти полотен были замечены синие «каракули». Сами картины не пострадали: они находились под защитным стеклом и после очистки вновь были выставлены на всеобщее обозрение.
Один из активистов, которые выступают против изменений климата, попытался приклеить себя к работе художника, однако был оттащен сотрудниками охраны.
"Энди Уорхол изобразил в этой культовой серии обезумевший консьюмеризм. А теперь у нас обезумевший капитализм. Семьям приходится выбирать между лекарствами и едой для детей, в то время как компании, работающие на ископаемом топливе, получают рекордную прибыль"
— заявили протестующие.