Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября 1814 — 15 июля 1841) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Обычно так начинается характеристика нашего великого соотечественника М.Ю. Лермонтова. Читаем бегло, автоматически не замечая слово "художник".
С самого раннего возраста жизнь Лермонтова была связна с творчеством. В возрасте 5 лет неизвестным художником был написан потрет поэта, где он изображен с мелком в руке. Его родные вспоминали, что ребёнок увлекся рисованием раньше сочинительства.
В начале 19 века многие дети из дворянских семей обучались рисованию (Н. Гоголь, Л. Толстой, В. Жуковский, И. Тургенев), но со временем интерес охлаждался, и навыки угасали.
Лермонтов не получив специального художественного образования совершенствовал свои навыки во время своей учебы в Московском университетском пансионе, и брал частные уроки у художника Петра Ефимовича Заболотского.
Отличительной чертой картин М. Лермонтова была их связь с письменными произведениями.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
"Парус" 1831 год.
Произведения Лермонтова-художника разнообразны по жанру, но можно выделить 5 жанров: карикатуры, портреты, пейзажи, портреты, зарисовки жизненных сцен и баталий сражений. Давайте посмотрим на них:
1. Карикатуры
Как и большинство писателей современников поэта, он часто оставлял на полях своих произведений зарисовки- карикатуры. Здесь нет ничего особенного, поэтому останавливаться не станем, смотрим дальше.
2. Портреты
Свой автопортрет Лермонтов написал в 1837 году. Подаренный В.А. Лопухиной
портрет долгое время хранился е её потомков. Только 1961 году оригинал был обнаружен в ФРГ и возвращен на родину.
Лермонтов предстает в форме Нижегородского драгунского полка — в мундире с газырями, с шашкой через плечо, в наброшенной бурке.
Образ горцев характерен для творчества Лермонтова. Одним из самых ярких портретов стал "портрет черкеса" исполненный по памяти в 1838 году.
Лермонтов проявлял сочувствие к горцам в их борьбе против самодержавия, и в своих стихотворениях воспевал их стойкость и свободолюбие:
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Уже ль пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.
Кавказу. 1830
3. Жанровые сцены из жизни.
Как и любой художник- Лермонтов был наблюдателен. Его интересовали обычаи, традиции народов России и Кавказа. Свои наблюдения поэт выражал в стихах,поэмах и картинах.
Одним из таких рисунков мы видим сцену танца молодых девушек на кровле тифлисского дома.
Город замирал с наступлением ночи. Закрывались лавочки ремесленников, торговцев. Жизнь улиц замирала до рассвета. В то же время на плоских крышах домов под удары бубнов и восточных мелодий , при лунном свете играли силуэты танцующих девушек.
В ладони мерно ударяя,
Они поют — и бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит —
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы...
Демон. 1838
4. Пейзажи
Кавказ предстает своими грозными, седовласыми вершинами на многих полотнах Лермонтова. Казбек, Эльбрус, различные перевалы, крепости..
На одной из картин, которая отыскалась незадолго до Великой Отечественной Войны, был изображен пейзаж с верблюдами. Местность удалось восстановить не сразу, но всё таки получилось.
На картине мы видим замок царицы Тамары, который поэт воспел в балладе "Тамара". Это замок в Кахетии — между селением Караагач и Царскими Колодцами.
В 1837 году Лермонтов посетил Койшаурскую долину, и под впечатлением сделал зарисовку пейзажей тех мест.
Крепость-монастырь, которую мы можем видеть на рисунке уже разрушилась до основания. Место было пустынно уже при Лермонтове, но поэт оживил его в поэме "Демон". Рисунок стал и иллюстрацией к поэме.
На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.
Рассказов, страшных для детей,
О них еще преданья полны...
Как призрак, памятник безмолвный,
Свидетель тех волшебных дней,
Между деревьями чернеет.
Внизу рассыпался аул,
Земля цветет и зеленеет;
И голосов нестройный гул
Теряется, и караваны
Идут, звеня, издалека,
И, низвергаясь сквозь туманы,
Блестит и пенится река.
.............
Но грустен замок, отслуживший
Когда во очередь свою,
Как бедный старец, переживший
Друзей и милую семью.
.............
Все дико; нет нигде следов
Минувших лет: рука веков
Прилежно, долго их сметала,
И не напомнит ничего
О славном имени Гудала,
О милой дочери его!
Демон. 1838
5. Военная тема
Лермонтов, будучи на Кавказе не раз участвовал в сражениях, и яркие эмоции рожденные на поле боя находили отражение на некоторых картинах.
Одним из самым кровавых сражений -было сражение на речке Валерик 11 июля 1840 года (в переводе с чеченского -речка смерти). После биты Лермонтов делает наброски карандашом, изображающие это событие:
На картине изображена сцена рукопашной схватки горцев против вооруженных штыками русских солдат. Горцы отступают и выносят на руках убитого товарища. По древним обычаям чеченцы не должны оставлять на поле боя убитых товарищей. Обрамляет сцену пейзаж горной цепи с взрывающейся горой Бештау.
Как мы с вами увидели, что творчество поэта было многогранно. Он оставил после себя яркий след не только, как писатель, но и как настоящий художник. Кто знает, сколько бы еще творений оставил поэт, если бы его жизнь не оборвалась так рано...