По следам обсуждения в книжном клубе на жестовом языке
РЖЯ куда уже только ни завел меня: я и пою на нем, и про картины в Третьяковке учусь рассказывать, и на поэтическом клубе в музее Цветаевой стихи читала. И вот теперь еще хочу ходить на книжный клуб Полины Синевой в Пушкинском музее.
Тема этого сезона - искусство Византии. Поэтому завтра (если мне хватит мест - там квота, а я новенькая), будем разбирать византийскую басню (я даже не слышала о таких!!! сегодня буду читать). А на предыдущем занятии мы обсуждали рассказ Карела Чапека "Иконоборчество".
Мой уровень владения языком, конечно, пока слаб для таких обсуждений. С нами работает переводчик. Но я все равно пыталась говорить сама и из-за этого не смогла, конечно, сформулировать все мысли по поводу этой истории. А история вечна на самом-то деле. Поэтому хочется еще раз вернуться к тексту и зафиксировать свои впечатления и размышления.
Сюжет прост. 8-9 век. В Византии идет борьба с иконопочитанием. Но по сути, насколько я поняла из Википедии, цель была вполне политическо-экономическая: ослабить влияние церкви и экспроприировать монастырские земли в пользу военных и знати. Потом, как водится, процесс вышел из-под контроля и власть снова решила с церковью дружить против черни. Но на волне борьбы с иконопочитанием были уничтожены многие шедевры и вообще нанесен огромный ущерб культуре.
И вот в самом начале этого безумия к старому художнику Никифору, который из-за подагры (его скрученные болезнью руки больше не могут держать кисти) вынужден был сменить род деятельности и стал настоятелем монастыря, впрочем, не потеряв влияния при дворе, приходит ученый, знаток и страстный коллекционер искусства Прокопий. Приходит в надежде, что старый художник замолвит слово при дворе и поможет спасти шедевры от уничтожения. Собственно, весь рассказ - это беседа старого художника и молодого ученого.
И как же Чапек виртуозно ведет нас к развязке! Вот чудесный солнечный день! Вот ласковый старичок, приветливо встречающий гостя. Вот они вместе любуются старинными колоннами 5 века... Благостная картина. И чудесная беседа двух знатоков искусства, которые уж конечно же поймут и поддержат друг друга, ведь они так ценят истинную красоту и мастерство художников!
Но уже в первых строках звучит то, на что не обращаешь поначалу внимания. "Да, Никифор поможет! Счастье, что мы вспомнили о нем!" - с надеждой думает ученый. И вот когда перечитываешь рассказ, уже зная финал, сразу понимаешь вот это вот: привыкший к славе живописец на самом деле всеми забыт и доживает век, греясь на солнышке.... и люто завидуя тем, кто творит сейчас. А особенно тем, кто купается в славе. Да еще и в незаслуженной славе... Старый художник особенно возмущен славой, которой пользуется один критский создатель мозаик. Ну сравните: тонкая живопись красками по дереву и... мозаика! Грубые линии! Кривые фигуры! Работа каменщика, а не художника! И при этом все восхваляют!
Видели ли последние мозаики? Нет, конечно! Чего на них смотреть!!!!
И тут не только боль старика, который понимает, что его время ушло, не только ревность к молодости... Тут неприятие новых форм, страстное желание защитить старую школу, защитить то, что считаешь истинным искусством.
Ну это же вечно! Разве сейчас нам не кажется, что то, что слушают молодые люди - это вообще не песни и не музыка? Разве мы не посмеиваемся над историями, как уборщица сгребла и выкинула инсталляцию на выставке, думая, что это мусор? А сколько я слышу возмущения в адрес "стихов", побеждающих на конкурсах, сколько книг, написанных под копирку в ходе участия в очередном литературном марафоне, издается и успешно продается...
А иногда дело и не в качестве. А просто в новизне и непривычности. Если что-то новое не продолжает традиции, а ломает их, оно неизбежно принимается в штыки.
Конечно, старый художник не питает никаких иллюзий по поводу истинных мотивов "борьбы за веру".
Более того, в монастыре стоит скульптура Вакха, которую монахи называют Иоаном Крестителем... Чего не сделаешь ради красоты! И нет, это не святотатство!
Искусство столь же свято, как и богослужение, ибо оно прославляет творение Господа...
Разве не был художником сам Творец? Разве не вылепил он фигуру человека из глины земной? Разве не одарил он каждый предмет очертаниями и красками? И какой еще художник, Прокопий! Никогда, никогда не исчерпаем мы возможность учиться у него…
Ну а
...слова Моисея "не сотвори себе кумира" - это про время, когда люди еще не умели рисовать...
Впрочем, и про время, когда на смену искусству пришло варварство - тоже!
скверный рисунок — грех и святотатство; он противен господу богу. И этому должны поклоняться люди? Нет, нет! Действительно, поклонение скверным картинам — не что иное, как идолопоклонство.
И угрозу искусству старый художник и молодой ученый видят в разном. И для старого художника это не замазывание бесценных фресок - это варварство тех, кто пришел на смену ему и той школе, которой служил он!
Читать этот диалог и больно (потому что я никак не могу понять, я-то сама "за красных или за белых", но ощущаю боль и страх и старого художника, и молодого ученого))), и безумно интересно. Ибо Чапек остается сатириком. И мягко, медленно, но безумно иронично ведет он к развязке. И вот уже ласковый старичок оживляется, и без авторских ремарок слышишь, каким сварливым, раздраженным и даже крикливым становится его голос....
А еще я абсолютно верю старику, когда он, хоть и радуется искренне похвалам ученого, но не менее искренне называет свои иконы слабыми. И я чувствую эту боль и несправедливость жизни: почему понимание, умение и знание "как" часто приходят тогда, когда уже не можешь ничего воплотить? Это пресловутое "если б молодость знала, если б старость могла". Все чаще думаю: зачем мы учимся всю жизнь, если научаемся только к концу? Передать знания? Да тоже мало кому удается, потому что молодые предпочитают набивать шишки сами )))
А про сравнение "тогдась" и "ноне"... Конечно, не все старое - шедевр и не все новое - поделка. Обобщения - это вообще тупиковый путь. Но я вот постоянно читаю современную литературу. И мне многое очень нравится, иначе я бы не могла рекламировать книги... А потом возьмешь советскую книжку... или вот к клубу Жени Шафферт сейчас Тургенева читаю.... ну не в обиду никому: ну небо и земля же!!! Хотя я все понимаю про темп жизни, про изменившийся язык, про потребности нового поколения, про клиповое мышление.... Но я, видимо, уже ближе к тем, кому старое-классическое ближе. А новое вызывает любопытство, интерес и даже часто теплые чувства, но все же, все же, все же.....
Так что рассказ актуален, как актуальны и 15 веков назад, и сто лет назад, и сейчас конфликт "отцов и детей"и сетования о всеобщем упадке...
Ныне плохие времена; цивилизованный мир впадает в варварство..
А это значит что? Это значит, что мир и еще 15 веков простоит. А в ближайшем будущем, скажем, в 2124 году люди так же будут восхищаться и иконами, и мозаиками, но при этом сетовать, что вот тексты нейросети были куда качественнее, чем... не знаю что, но что-нибудь непременно будет новенькое и не такое хорошее, как старое-доброе ))))
Ну и я вчера выкладывала видео, которое смонтировал сотрудник Пушкинского музея Михаил Веселов. Я там очень резво что-то говорю. Но на самом деле видео ускорено ))) В реале я довольно долго формулирую фразы и жестовая речь у меня пока весьма медленная. Но общее представление, как проходят встречи и " как это люди обсуждают книги на ржя", получить можно.