Найти тему
3,6K подписчиков

Жемчужина "Испанской коллекции" ГМИИ: портрет герцога Оливареса кисти Веласкеса

129 прочитали

Этот портрет - безусловно, жемчужина "коллекции". И это единственная работа Веласкеса, представленная на этой выставке. Портрет совсем небольшой, в тёмных тонах. С него на нас смотрит пожилой человек (в 1638 Олеварису был 51 год), чей костюм подчеркнуто скромен: чёрный камзол с белым воротником. Портрет парадный, но при этом он сохранил интимность и камерность за счёт своих совсем небольших размеров и сдержанной цветовой гаммы, а также тончайшей передачи света и тени.

Диего Веласкес. Портрет графа-герцога Оливареса. 1638, Эрмитаж.
Диего Веласкес. Портрет графа-герцога Оливареса. 1638, Эрмитаж.

Из тёмного обрамления одежды выступает мясистое лицо с высоким выпуклым лбом и массивным носом, которое частично скрывают небольшая бородка усы. А какие умные глаза у этого человека! А во взгляде сверкает блеск стали. И какая сила характера чувствуется в нём!

Правдивый образ сложного, неидеального чеовека...

Кто он такой - этот герцог с проницательным взглядом, удостоенный кисти самого Веласкеса, величайшего художника мадридской школы времён "золотого века" испанской живописи, придворного художника короля Филиппа IV?

Диего Веласкес. Портрет графа-герцога Оливареса. 1638, Эрмитаж.
Диего Веласкес. Портрет графа-герцога Оливареса. 1638, Эрмитаж.

Дон Гаспаро де Гусман, граф Оливарес, герцог Сан-Лукар де Барракудо был самым влиятельным человеком в Испании, 23 года в его руках находилась фактически неограниченная власть. В 1622 он становится официальным королевским фаворитом (валидо). Его не зря называют “испанским Ришелье”, ведь его влияние в Испании было не меньше, чем влияние знаменитого кардинала во Франции.

В судьбе Диего Веласкеса Оливарес сыграл решающую роль: именно он пригласил художника ко двору и представил его королю.

Портрет написан около 1638 - в это время при Филиппе IV Оливарес фактически управлял Испанией. Он проводил в стране экономические реформы, вёл борьбу с коррупцией, развивал национальную промышленность. Это сказывалось на уровне жизни народа - он рос. Но судьба фаворита - даже самого всесильного - непредсказуема. Так случилось и с герцогом Оливаресом. Во внешней политике неудачи следовали одна за другой, усиливалась социальная напряжённость в обществе. В 1643 он будет отстранён от власти, лишён всего и отправлен в ссылку. И в дальнейшем Филипп IV успешно будет справляться с государственными делами без своего фаворита. В 1645 Олеварес скончается в возрасте 58 лет. Он об этом пока не знает. Но знаем мы. И читаем в его умных глазах предчувствие грядущей катастрофы.

Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский написал об этой картине так:

Портрет… поразителен, поскольку глубоко правдивый образ создан в рамках нормативной официальной живописи. Сложность натуры ненавидимого Испанией всесильного королевского фаворита проступает через положенную при дворе маску холодной непроницаемости, находит адекватное выражение в композиции и живописном строе картины.
При ближайшем рассмотрении в сдержанной гамме обнаруживаются тончайшие оттенки, благодаря чему изображение становится трепетно живым.


Работая при дворе Филиппа IV, Веласкес неоднократно писал портреты короля и членов его семьи. Портреты Оливареса он тоже писал неоднократно. Этот портрет создан в 1630-е, когда Веласкес писал скромные погрудные изображения, уделяя особое внимание внутреннему миру изображаемых им людей. И он очень тонко уловил сущность характера этого властного царедворца и его психологию, сложный внутренний мир.

И есть на выставке ещё один портрет герцога де Оливареса - но уже в полный рост, огромный:

Этот портрет - безусловно, жемчужина "коллекции". И это единственная работа Веласкеса, представленная на этой выставке. Портрет совсем небольшой, в тёмных тонах.-3

Он написан другим художником - Хуаном Карреньо де Мирандой (находится в коллекции ГМИИ им. Пушкина). В зале музея - на выставке - эти два портрета помещены рядом:

Портрет работы Хуана де Миранды написан на полвека позже портрета работы Веласкеса. Он практически совсем не изменился, первый министр Филиппа IV. Он представлен во весь рост, стоящим у стола, покрытого красной скатертью. Снова - в чёрном камзоле с белым воротником. В уверенной позе, гордо расправив плечи. Настоящий испанский гранд.

Но в 1670-х герцога де Оливареса уже не было в живых, возможно художник писал этот портрет с портрета работы Веласкеса - очень уж они похожи.

Этот портрет - безусловно, жемчужина "коллекции". И это единственная работа Веласкеса, представленная на этой выставке. Портрет совсем небольшой, в тёмных тонах.-5

Этот парадный портрет хотя и носит документальный, суровый, сдержанный характер (наверняка заимствованный художником у своего великого предшественника), но он написан в более элегантной и светской манере. С очень тщательной прорисовкой лица.

Великого Веласкеса тоже не было в живых. Как и Филиппа IV. А главным придворным живописцем теперь был Хуан Карреньо де Миранда. В правление Карлоса II он играл при дворе роль, аналогичную роли Веласкеса при дворе короля Филиппе IV.