Найти тему
Кинопоиск

Сериал «Джулия» отменили после второго сезона. За что?

Вышедший в конце прошлого года второй сезон сериала Max «Джулия» стал последним, несмотря на хорошие оценки критиков и благожелательность зрителей. Это история Джулии Чайлд, книги и передачи которой научили американцев любить французскую еду, но рассказана она сквозь призму эмансипации 1960-х. О том, почему необязательно размещать в общественно-политическом контексте всякую поварешку, рассуждает гастрокритик Светлана Кесоян.

-2

Светлана Кесоян

Ресторанный обозреватель, автор книг и ресторанных концепций

В восьми новых сериях нам показывают своего рода юмористические заметки о том, что приходится терпеть звезде в лучах своей славы. Все начинается с волшебного отпуска Джулии (Сара Ланкашир) и ее мужа Пола (Дэвид Хайд Пирс) в лучезарной красоте французского юга. Первый год кулинарного шоу «Французский шеф-повар» позади, семья Чайлд нежится на солнце в усадьбе Симоны Бэк (Изабелла Росселлини), или попросту Симки, соавтора миссис Чайлд по книге «Уроки французской кулинарии».

Пока в Бостоне ждут от Джулии новых идей, у нее продолжаются 10 недель прокрастинации; на Лазурном Берегу легко в нее провалиться. Ведь что может быть лучше покупки продуктов на рынке в Ницце? Только клятва со скрещенными пальцами за спиной, данная одержимому персиками продавцу, что они непременно будут припущены в чем-то крепком. Или рыба в тесте на обеде в ресторане великого шефа Поля Бокюза. Симка в ужасе: «Весь этот театр ради куска вареной рыбы?!» А Джулия от блюда в полнейшем восторге и тут же пускается выведать рецепт под видом слегка придурочной домохозяйки.

   Изабелла Росселлини
Изабелла Росселлини

С возвращением в Бостон тема еды в частности и гедонизма в целом отходит на второй план — на первый выезжают предложения о новой работе, старый агент, специализирующийся на борьбе с коммунистами, интриги, расстройства, попытки госпожи Чайлд отстоять собственную независимость и престиж. Верный муж Пол теперь возглавляет «Клуб теней Джулии», смиренно фиксируя ее новый статус состоявшейся звезды и главной кормилицы семьи. Пол готовит тот самый омлет на завтрак, а Джулия с аппетитом его ест. Линия супружеской жизни героини развивается вроде так же уютно, как и в первом сезоне, но старые шпики из Вашингтона не дают им никакого покоя. Пол ведь работал в американском посольстве во Франции на заре холодной войны. Временами сюжет проваливается в какой-то космический фарс, особенно на приеме, где вся честная публика предпенсионного возраста случайно обжирается ЛСД, и это смешно.

Но, глядя на экран, постоянно ловишь себя на ощущении жуткой неловкости. Во втором сезоне неясно, как относиться к рваному жанру эпизодов, где социальные проблемы и политика послушно мигают согласно заведенному таймингу, будто елочная гирлянда. Тут немножко о женском неравенстве, там — про мужскую неверность, чуть подальше — про шефов-хамов и про расизм. Откровенные злодеи выглядят приглашенными аниматорами, Симка во Франции тонет в завистливом омуте тщеславия и алкоголизма, будто брошенная сценаристами на произвол судьбы, а Джулия и Пол остаются крайне положительными и из каждой трудной ситуации выплывают на поверхность, точно пельмени.

Что бы ни происходило вокруг, главная героиня пытается не скандалить и выглядеть респектабельной дамой, и это ее свойство, пожалуй, единственное, что докручено до конца. Все остальное кажется каким-то недосказанным, недоделанным, незавершенным. Старомодный этикет зануден до невозможности, и если в первом сезоне он вызывал умиление, то во втором набил оскомину. Мне категорически надоело разглядывать бусы, прически, сумочки и пальто и, если честно, не хватило элементарного битья посуды, хотя поводов было предостаточно.

   Сара Ланкашир
Сара Ланкашир

На экране проносятся борьба за гражданские права, война во Вьетнаме, психоделическая революция, отношения Сартра с Симоной де Бовуар, и параллельно кастрюли булькают на плите. А мне хотелось бы понять, как все-таки готовить того самого сибаса в тесте, — вопрос сугубо практический. К сожалению, практических и вдохновляющих советов во втором сезоне «Джулии» практически нет, и он крутится как заезженная пластинка на холостых оборотах. Если сериал ставил перед собой цель подчеркнуть роль Джулии Чайлд в истории американского телевидения и рассказать, с чем приходилось иметь дело женщинам в 1960-х, то эта миссия выполнена. Но мне, например, не надо повторять одно и то же сотню раз — это элементарно раздражает. Ключевая идейная установка «Джулии» в том, что женщины, отвоевав себе место на кухне у шефов-мужчин, пришли к победе феминизма. В сериале она подкрепляется многозначительными фразами типа «Еда дала мне голос». Однако небеса не падают на землю, когда миссис Чайлд признается: «Возможно, я действительно предпочитаю, чтобы мной руководили мужчины». Ее трюк в умении вертеть мужчинами, подкармливая их, как котят, кусочками фуа-гра, не срабатывает с женщинами. Второй сезон подводит к мысли, что гендерная конкуренция возникла, потому что противостояние в женском сообществе устроено гораздо лицемернее и беспощаднее. Талантливая, великая и трогательная Джулия превращается сперва в тирана-доминанта, эдакую домомучительницу, фрекен Бок, а потом резко снова становится испуганной клоунессой с любовью к шоколадному муссу. Выключить «Джулию» одним движением кнопки — это жестоко, потому что изо всех сил хотелось дать шанс разноцветному водевилю. Однако в итоге получился сериал, похожий на диснеевский мультфильм, где никто не поет.

Смотрите «Джулию» в Амедиатеке и в Плюсе с Амедиатекой на Кинопоиске.