Найти тему
ИР, БИС!

"ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР ТАК, КАК Я ЛЮБЛЮ ЕГО?" (В.Г.Белинский). Театральный опыт Ирины Москаленко

"ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР ТАК, КАК Я ЛЮБЛЮ ЕГО?" (В.Г.Белинский)

Ирина Москаленко

В школе я любила сочинения по литературе. Не фантазировать о чем-то своём, а именно писать сочинения: на заданную тему, размышляя, сопоставляя и делая выводы. Потом научилась ещё и рифмовать, стала пописывать стихи. Никогда не была театралкой, не участвовала в самодеятельности, не занималась в вокальных и танцевальных кружках. Да и вообще не имела понятия о том, что по гороскопу я – РЫБЫ, самый творческий знак зодиака. Училась хорошо по всем предметам, поэтому родители посоветовали мне стать инженером, что я успешно и реализовала, закончив автодорожный институт и работая по технической специальности.

И вот, когда я, сидя в декретном отпуске летом на даче с двухгодовалой дочкой, была приглашена соседями на премьеру детского спектакля «Женитьба Фигаро», которая проходила на лесной опушке, что-то в моём сознании перевернулось. Мне захотелось что-то сочинять, придумывать, воплощать в действии и показывать другим. И, когда моей дочке исполнилось 4 года, мы с подругами и их детьми стали ставить домашние детские спектакли и после их просмотра устраивать праздники. Мы поставили 4 спектакля («Госпожа Метелица, «Золотая птица счастья», «Жемчужина Адальмины», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), а потом сняли два детских фильма – «Барышню-крестьянку» по Пушкину и «Шпионские страсти» по собственному сценарию.

-2

Тогда я ещё и понятия не имела, что это, оказывается, является дополнительным образованием. От детей требовалось, чтобы они громко произносили текст и не поворачивались спиной к зрителям или камере. Но даже и занятия на таком простом уровне пошли им на пользу: у них не было боязни публичных выступлений, они легко общались со сверстниками, стали креативными, с богатой фантазией и воображением, впоследствии все успешно закончили школы и институты.

***

Потом я работала в школах заместителем директора по воспитательной работе, и тут, помимо административных обязанностей и осуществления общего руководства классными руководителями и блоком дополнительного образования, мне приходилось писать сценарии и ставить различные мероприятия и праздники. Не все учителя меня поддерживали, некоторые считали, что детям нужно больше внимания уделять занятиям по предметам, а не песням-пляскам и неформальному общению. А я организовала самоуправление под названием «Школьная республика», вместе с вожатой (хоть и не пионерской, но такая должность у нас была) начисляла баллы классам за участие в школьном мероприятии или за организацию такового, и классы соревновались в конкурсе за звание «Столицы школьной республики», итоги которого подводились раз в полугодие с вручением переходящего вымпела с разработанной (тоже путём проведения конкурса) эмблемой школы.

Конечно, в школе дети в основном должны учиться. А вот когда во внеурочное время они не «беспорядки нарушают», а занимаются общим интересным делом, способствующим разным навыкам и умениям, это повышает их социализацию и готовит к большой жизни.

Однажды я спросила мальчика из 6-го класса, которого я привлекла к участию в новогоднем «Пушкинском бале», а он на следующий год сам вызвался танцевать в «Бале героев русской литературы», почему его это привлекает, он мне ответил: «Я хочу, чтобы меня все в школе знали и любили!»

-3

Да и, действительно, что лучше запомнится человеку из школьного детства: как он писал контрольную по какому-нибудь предмету, или как он участвовал, например, в КВНе между командой наших 10-классников и командой студентов-первокурсников Индустриального университета? И команда школы победила!

Когда мы готовили «Последний звонок» и в качестве напутствия школы ставили «Цыганские гадания» с песнями, танцами и добрыми карточными предсказаниями, один задействованный в них десятиклассник прогуливал все уроки и являлся в школу уже после учебного времени, на репетицию.

А ещё я вот что заметила: после окончания школы на 1 сентября приходили навестить учителей и оставшихся в школе ребят не отличники и медалисты, а ребята, которые не так хорошо учились, но участвовали во внеурочных мероприятиях.

Мы в школе создали свой мир, в котором всем было интересно, комфортно и весело. В День Знаний мы запускали с крыльца школы то живых белых голубей (одолженных из расположенной по соседству голубятни), то – настоящую ракету, которая взлетела ввысь, размотав тянущийся за ней рулон туалетной бумаги, то приглашали инопланетянина с переводчиком, то – ростовую куклу Незнайку, в костюме которого скрывался наш ученик, то – Князя Гвидона и Царевну Лебедь. В День Учителя и на 8-е Марта дети поздравляли своих наставников замечательными концертами, на 14 февраля мы готовили со старшеклассниками конкурс «Элегант», а на 23 февраля со средней школой - конкурс «А ну-ка, парни!», с бывшими выпускниками проводили выездную военно-спортивную игру, в начале декабря и на День Победы приглашали в школу ветеранов военной части 9903, в которой служили партизанки Зоя Космодемьянская и Вера Волошина и музей которой работал в школе. Это не говоря уже о различных праздниках стран изучаемых языков. Однажды и я набралась смелости и написала для праздника «АВС» сценарий «Белоснежки» на английском языке, попросила учителей его проверить и поставила с детьми 3-х и 6-х классов. Очень хорошо, что в дополнительном образовании могут участвовать разновозрастные дети: роли гномиков и Зеркала исполняли малыши, а роли Белоснежки, Королевы, Принца и Охотника – шестиклассники.

-4

***

А летом на даче – опять спектакли, опять концерты, которые мы готовили с дочерью и её друзьями для бабушек. Некоторые бабушки и виделись-то один раз в год, на наших выступлениях. Смотрели, переговаривались, показывали, где чьи внуки!

-5

Когда я стала работать заместителем директора по воспитательной работе в частной школе, там элемент творчества у меня сводился только к написанию сценариев, так как у них работали профессионалы: преподавательница танцев, которая была хореографом у Кати Лель, режиссёр, который работал в театре, преподавательница вокала, закончившая консерваторию. Но директор школы придавала очень большое значение общественному признанию, поэтому приветствовала публикации в периодической и профессиональной литературе. Пришлось мне пару моих сценариев опубликовать в журнале «Воспитание школьников».

***

Летом во время своего отпуска я выезжала в детский оздоровительный лагерь. Он функционировал при трамвайном депо, ему было 50 лет, и, когда я первый раз пришла туда устраиваться руководителем театральной студии, начальница лагеря сказала: «Наш контингент - дети лимитчиков, из простых семей, к театрам не приучены, не знаю, будут ли они к вам ходить…» А дети не только ходили, мне приходилось устраивать кастинги, чтобы отобрать для ролей подходящих ребят.

Обычно ещё весной я начинала писать сценарий будущего спектакля и тексты песен. Если я уже знала, кто из ребят приедет на эту смену, то писала роли на конкретных детей. Потом подбирала музыку – увертюру, финал, танцевальную, минусовки. Для сказок старалась использовать популярную классику, для песен – треки современных исполнителей. В лагере мне с музыкой помогал «рубщик» - молодой парень, который заведовал радиорубкой. Иногда в часы свободного прогулочного времени он включал трансляцию моей привезённой классики на весь лагерь. Оформлять спектакли мне очень помогали руководители кружков «Цветы из ткани» и «Мягкая игрушка». Обычно я везла в лагерь целый чемодан различных костюмов. Но некоторые приходилось изготавливать на месте. Хорошо, что в лагере было списанное однотонное постельное бельё – мы его красили и воплощали в костюмы.

Что только мы не ставили на лагерных подмостках! Помимо спектаклей, таких, как «Снежная королева», «Конёк-горбунок», «Сказка о мёртвой царевне и семи гномах» (оказалось, что гномов в лагере было легче найти, чем богатырей), мюзикла «Коттедж прекрасной Кошки» и т.п., был фестиваль «Огни рампы» (кстати, тут мы замахнулись «на Вильяма нашего Шекспира» (с), показав сцену на балконе из «Ромео и Джульетты»), постановка Открытия общелагерных Олимпийских игр с Зевсом, остановившим войны, Прометеем с факелом, зажегшим Олимпийский огонь, и салютом из разноцветных бумажных голубей (опять же, оказалось, что современные дети не умеют сворачивать бумажных голубей, и пришлось проводить мастер-классы в отрядах).

Интересный случай. Одна девочка очень хотела играть только восточную Принцессу. Но она не выговаривала буквы Р и Л, и я взяла на роль её соперницу. Начали репетировать. И буквально за несколько дней до показа исполнительница главной роли заболела, и родители увезли её в Москву. Пришлось мне перекроить сценарий, заменить все слова Принцессы, в которых были Р и Л, на другие, и дать роль этой картавой девочке.

-6

Может показаться, что это дискриминация, что картавые дети тоже должны участвовать в спектаклях. Но, во-первых, я отвечаю за качество данной постановки. Кроме того, дети часто жестоки, и, если Принцесса, появившись на сцене, скажет «здГавствуйте, доГогие зГитеВи!» - это может вызвать смех в зале, оскорбления, и травмировать детскую психику исполнительницы. А во-вторых, у ребёнка и у его родителей должна быть мотивация – исправить недостатки, которые вполне реально исправить. А то встречаются такие «яжематери», которые считают, что у их ребёнка «такая приятная грассирующая буква Р!»

Хочу отдельно рассказать о мюзикле «Коттедж прекрасной Кошки». Перед его постановкой пришлось проводить кастинг, чтобы выявить поющих и танцующих ребят. Репетиции проводили по отдельным кускам. Между репетициями рисовали декорации – черепичную крышу, окна, картину-портрет на стену. Готовили реквизит – очаг, из которого разгорелся пожар, брёвна, необходимые для строительства нового дома. Нам повезло с талантливыми ребятами – главная героиня, 12-летняя девочка Наташа, превосходно пела и играла. И вот, когда до премьеры оставалось 2 дня, и нужно было только закрепить исполнение финальной песни, в тихий час прибежала ко мне старшая вожатая: «Погорел наш Кошкин дом! У Наташи – ветрянка! Или мы даём спектакль прямо сейчас, или Наташу вечером намажут зелёнкой, утром отдадут родителям, и ребята не выступят никогда!» Пришлось трубить общий сбор, экстренно выпускать спектакль и получать заслуженные аплодисменты и признание зрителей. Ну, забывали немножко тексты песен, но это всё простительно по сравнению с героизмом юной девочки, заболевшей, но замечательно отыгравшей ведущую роль!

Мюзикл "Коттедж прекрасной Кошки"
Мюзикл "Коттедж прекрасной Кошки"

По окончании каждой смены дети, активно участвующие в общелагерных мероприятиях, награждались почётными грамотами. На вопрос начальницы лагеря, почему я подала на награждение мальчика, которого она не видела в нашем спектакле, пришлось ей объяснять, что он исполнял роль задней части Оленя, увёзшего Герду. Спектакль – это единый проект, в котором важен каждый участник, и без этого мальчика не было бы Оленя и не было бы спектакля. Он, можно сказать, был «Бойцом невидимого фронта»!

Спектакль "Снежная королева". Маленькая Разбойница, Олень и Герда
Спектакль "Снежная королева". Маленькая Разбойница, Олень и Герда

***

Потом я ушла из школы и опять вернулась к своей технической инженерной специальности. Но в Московском конструкторском центре «Боинга» работа велась по сменам, и я могла сочетать её с ведением объединений дополнительного образования в школах и детских клубах.

Был у меня такой интересный опыт: в немецкой гимназии я вела «Арт-дизайн-шоу-клуб», на занятиях которого мы разрабатывали эскизы и изготавливали самые фантастические костюмы, а потом я объединяла их единым сценарием, и мы давали выступление, позволяющее детям показать свои умения в танцах, акробатике, пении, игре на музыкальных инструментах.

В проекте по древней Греции мы изучили крой древнегреческий туники, специфический орнамент «меандр», танец «Сиртаки».

-9

В проекте «Сон в Новогоднюю ночь» мы создали образы Звёздочки, Феи Ночи, Зимы и Снежинок, Гжели, Клоунов, Ёлки, Мягкой Игрушки. Занимались у меня девочки и один влюблённый мальчик. Мы делали упор не на актёрское мастерство, а на придумывание и создание костюмов, и это оказалось упущением: в день выступления мальчик, который исполнял центральную роль и должен был играть на гитаре и петь, испугался и спрятался в школе. Мы нигде не могли его найти. Спектакль был под угрозой срыва. И тогда девчонки предложили вместо мальчика выйти на сцену мне. Пришлось мне самой быть «весь вечер на арене», и всё прошло успешно.

-10
-11

Третьим проектом были «Цветы в легендах и сказаниях», мы готовили к весеннему показу костюмы цветов, но ему не суждено было реализоваться: родители посчитали, что детям нужнее во внеурочное время заниматься языками и математикой, и наш клуб закрылся.

-12

***

Когда я работала с детском клубе «Солнечный зайчик», возраст занимающихся детей был от 4 до 15 лет. Конечно, пришлось их разделить на две возрастные группы: 4-7 лет и 8-15 лет. А спектакли ставили совместные. Приходилось начинать занятие с малышами, за 20 минут до окончания к ним присоединялись старшие, проводили совместную репетицию. Старшие о малышах заботились, опекали их. А малыши старших уважали, буквально смотрели на них влюблёнными глазами. Кстати, очень ценный опыт, особенно для семей с единственным ребёнком. А потом малышей отпускали, и дальше уже были актёрские тренинги со старшими.

Тренинг на развитие внимания и зрительной памяти "Фотограф"
Тренинг на развитие внимания и зрительной памяти "Фотограф"

В «Солнечном зайчике» мы сделали два спектакля: Новогоднюю сказку...

-14

... и спектакль "Людвиг Ларссон и Тутта Карлссон" по книге Яна Экхольма. Разновозрастность детей здесь очень удачно обыгрывалась: например, сразу было видно, кто – Курица, а кто – Цыплята.

-15

А заниматься было интересно и полезно и большим, и маленьким.

Был такой случай. Родители привели на занятие 4-летнюю Дашу и попросили не заставлять её сегодня бегать и скакать.

- А что случилось? - поинтересовалась я.

- Да она утром прыгала на диване, не рассчитала, ударилась головой. Мы боимся, вдруг у неё небольшое сотрясение мозга. Хотели её дома оставить. Но Даша категорически воспротивилась: «А на театралку я всё равно пойду!»

***

Потом была Семейная НЕшкола «ЛиБрейн», которая работает по методике известного культуролога, просветителя и музыканта М.С.Казиника. Его основная идея состоит в том, что детей надо на учёбу замотивировать, заинтересовать в получении знаний, используя для этого музыку, культуру и искусство. Казиник разработал оригинальную методику нового типа - "комплексно-волновой" урок, когда выбирается определённая тема и рассматривается одновременно в ракурсе разных школьных предметов.

Педагогический коллектив НЕшколы "ЛиБрейн" и М.С.Казиник
Педагогический коллектив НЕшколы "ЛиБрейн" и М.С.Казиник

В «ЛиБрейне» мои занятия были включены в утреннюю сетку основных предметов, т.е. в основное образование, хотя, по сути, занимались мы образованием дополнительным. И раз в месяц проводили «Комплексно-волновой урок» (я – созданием инсценировок или живых картин)

Рыцарский турнир
Рыцарский турнир
Аргонавты везут золотое руно
Аргонавты везут золотое руно
Древний Египет
Древний Египет

Впоследствии всё-таки время утренних театральных занятий было отдано основным учебным предметам, а актёрское мастерство перенесено на вторую половину дня, и я из «ЛиБрейна» ушла, т.к. во вторую смену работала на «Боинге»

***

Я поняла, что хорошо бы мне и самой поучиться актёрскому мастерству, стала ездить по открытым урокам и выбрала студию «Кино и Театр». Занятия в ней проходили один раз в неделю по выходным. Обучались там и молодые ребята после школьной скамьи, и взрослые семейные люди, и подобные мне предпенсионные товарищи: желание творческого самовыражения настигает в любом возрасте! В студии мы занимались актёрскими тренингами, делали домашние задания по придумыванию и постановке этюдов и «зачинов», дважды в год готовили показы. Было очень интересно и полезно. По окончании Студии я получила диплом установленного образца. Но мне показалось этого мало, и я пошла учиться в Шоу-школу на курс радиоведущих. Здесь повышенное внимание уделялось технике речи, работе с интонациями, мастерству дубляжа и озвучивания, написанию текстов для эфира. По окончанию курса я также получила диплом.

***

И вот в таком «дипломированном состоянии» я подошла к увольнению с «Боинга» и выходу на заслуженный отдых. Буквально в один из последних дней работы на обеде я разговорилась с коллегой с другого проекта. Оказалось, что её 9-летний сын - очень сдержанный по характеру и молчаливый, и это начинает ему мешать при общении со взрослыми и сверстниками. А также на занятиях в музыкальной школе преподаватель отмечает его неэмоциональное исполнение. Я предложила попробовать позаниматься со мной актёрским мастерством, и они стали приезжать ко мне домой вместе с ещё двумя девочками, знакомыми по музыкальной школе. Когда же грянул ковид, мы наши занятия перенесли в онлайн-формат. Занятия нравились и ему, и другим детям, и родителям.

-20

Так как мы были лишены возможности в качестве результата нашей работы показывать спектакли, я писала сценарии, мамы на телефон снимали отдельные сцены, я приезжала в парк, где мы проводили натурные съёмки, потом я монтировала, и мы выпустили 3 небольших фильма – «Восточная сказка-2020», «Похищение Нового Года» и «Сон о Драконе».

-21

А ещё в онлайн-формате провели Новогодний праздник с приглашением родителей и других родственников.

Результаты не заставили себя ждать. Мама мальчика писала мне, что поведение ребёнка кардинально изменилось. Он стал совершенно без комплексов танцевать на днях рождения одноклассников, вести беседы «о видах на урожай» с соседями по даче, не стесняться прохожих в парке, когда мы в костюмах снимали сцены из нашего фильма. И в музыкальной школе стали отмечать выразительность его игры.

***

Летом, посещая танцевальные занятия в саду «Эрмитаж», я обратила внимание на красивые, большие и удобные беседки и подумала, что было бы неплохо в этих беседках проводить театральные занятия – на свежем воздухе, без вирусной опасности. Я обратилась с этим предложением в Московское Долголетие, и мы организовали Студию «Зелёный театр» сада «Эрмитаж».

Логотип Студии Зелёный театр" сада "Эрмитаж"
Логотип Студии Зелёный театр" сада "Эрмитаж"

Оказалось, что для работы с пожилыми людьми вполне подходят упражнения и тренинги, которыми мы занимались с детьми. Были и приятные моменты: взрослые люди знают гораздо больше, чем дети, которым то и дело приходилось что-то пояснять и рассказывать. Есть и своя специфика: то, что у детей мы развивали, у пожилых людей нужно было хотя бы сохранять. Поэтому вполне результативно срабатывали элементы мнемотехники, тренинги на координацию движений и многозадачность. А уж позитивное общение в наше непростое время дорогого стоит!

-23

Когда мы решили поставить в нашей студии волшебную сказку, оказалось, что выучивать большие куски ролей нашим актёрам не по силам, поэтому мы стали делать не спектакль, а фильм. С каким воодушевлением все включились в поиски реквизита, париков, создание костюмов, постановку танцев! Как помогали и мне, и друг другу! И не важно, что нашей Принцессе было 60 лет, а Принцу – 78, все наши артисты молоды душой! Конечно, мы старались вложить в наш фильм не серьёзное отношение, а лёгкую насмешку, самоиронию, стебались и над проблемами сказочного королевства, да и над возрастом наших «молодых» тоже.

-24

Премьерный показ фильма с приглашением гостей прошёл в роскошном старинном особняке ЦСО «Тверской». Мероприятие включало в себя фотосессию артистов на красной дорожке, просмотр фильма, встречу зрителей с творческой группой и чаепитие.

Вот некоторые отзывы моих артистов:

«Ирина, огромная благодарность за наши занятия. Это были счастливые часы, когда я возвращалась в детство и была маленькой девочкой, которая могла петь, танцевать, "хулиганить", веселиться и быть сама собой. Интересно было соприкоснуться с твоей замечательной режиссурой, с креативными разминками.»

«Идея театра была замечательной, тому свидетельство признательности, благодарности со стороны всех его участников, в хор этих голосов вплетаю свой. Ничто не проходит бесследно, Вы пробудили творческое начало, заложенное в каждом из нас. Это дорогого стоит. Примите мой поклон за эту благородную деятельность во славу нас!»

«Ирина, еще раз моя благодарность тебе за то, как ты терпеливо нас собирала и снимала! Замечательно смонтировала! Ты — профессионал! Всю творческую группу благодарю за радостную, непринужденную атмосферу во время съемок! Я получила радость от самого процесса! Всем здоровья и новых творческих достижений!!!!»

После таких отзывов понимаешь, что всё – не зря, что дело, которое я так люблю, приносит людям радость и помогает жить.

***

Вот такой у меня 30-летний практический опыт в Дополнительном Образовании.

Как писал В.Г.Белинский, "О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!.."

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц