Официально никакого ламаизма в Китае нет с 60х годов прошлого века, когда сбежавший в Индию Далай-лама (после подавления тибетского восстания за независимость) предложил отказаться от этого термина. Фактически никакого ламаизма и не было никогда - Тибет вообще не знает такого слова, а ламаизм - это как раз тибетский буддизм. Много толков на эту тему, китайская пропаганда до сих пор называет ламаизм деградировавшей формой буддизма. Есть мнение, что слово ‘ламаизм’ введено европейцами, чтобы подчеркнуть значимое присутствие Далай-ламы в культе.
Тем не менее, храмы Ламы в Китае есть и сегодня я вам расскажу про пекинский - Юнхэгун. И покажу :)
Надо сказать, ехать сюда я не планировала ) Но так вышло, что мой вылет перенесли на 12 часов и надо было что-то делать. Поскольку множественное шило во всем известном месте не могло дать лечь спать с чистой совестью, я, оставив багаж в комнате хранения, отправилась изучать карту метро. В Пекине удобно с этим - метро аккурат в аэропорте. Изучение карты неожиданно показало, что я буквально в получасе езды сразу от двух храмов! Вот это удача так удача. Пекин не Москва златоглавая в религиозном плане, такого, чтоб буквально в десяти минутах ходьбы было два храма разных конфессий - это просто подарок. Разумеется, я поехала.
Ла - выше, ма - нет (тибетск). Выше нет - своеобразный культ гуру-друга, который помогает адептам стать лучше.
Первое впечатление от храма было легким недоумением. Прямо на входе в храмовый комплекс расположен магазин, очередь в который растянулась метров на 150 и это еще без загибов. В будний, замечу, день. В первой половине. Людей - тьма. И всем надо в этот магазин за религиозными украшениями. Мне не надо - местные могут позволить себе часами прозябать в очередях, а у меня сегодня время не резиновое.
Стандартный досмотр вещей и вау - ты на территории комплекса. И это восторг. Храм Ламы очень, нет ОЧЕНЬ красивый. Привычная к даосской умеренности, аккуратной красоте и гармонии незаметных деталей, я не сразу решила, за что схватиться во всем этом великолепии. Много цвета - красный и золото, много украшений, много дыма от благовоний, музеи, искусные тханки, традиционные крышы и планировки, деревья с набухшими почками - весной здесь должно быть непередаваемо.
Храм очень богатый, очень красивый, но при этом не вычурный, не создающий ощущения что пришедший - тварь нижайшая, ножку целовать пришедшая. Скорее наоборот - как только глаз привыкнет - ты как на празднике, и радостно, и ждут.
Впервые увидевшему ламаизм живьем, так сказать, может показаться, что какой-то странный это буддизм. Какой-то индийский очень. И он будет прав, поскольку буддизм пришел в Тибет с его исконной религией Бон напрямую из Индии. Иронично, однако - основной миссионер был изгнан из Индии за убийство :)
Путем исторических хитросплетений, диспутов и ряда убийств, к 8 веку Тибет принял именно индийскую версию буддизма, а родные демоны Бон были включены в пантеон на правах хранителей. Редкий пример довольно успешного симбиоза религий, любопытнейшим образом дошедшее до наших Тывы, Бурятии, Калмыкии.
Время шло, китайский чань-буддизм привыкал к конкуренту. В принципе, в плане религиозных воззрений китайцы большие молодцы - тут не принято лезть со своим уставом в чужую душу. Другим не мешай и хоть в лампочку Ильича можешь верить.
Несмотря на количество людей в храме совсем не шумно. Никто не толкается, не мешает другим. Люди точно знают, зачем, куда и к кому пришли. Если будете в Пекине и душа запросит праздника - обязательно посетите этот храм - и часа на три вы выпадете из реальности :)