«Простой, без электронных заморочек, меняй расходники – и проработает сто лет» ,- это портрет типичного трактора-«китайца», на котором последние 5-6 лет работает все сельское хозяйство стран СНГ. Одна из самых популярных моделей - YTO X1304 с недавнего времени появилась и в России. Покупать или не покупать? Принимайте решение только после «Большого разбора».
Кто производитель YTO?
YTO Group Corporation (Ито) единолично занимает 1 место на рынке Китая по объемам продаж. Что неудивительно: YTO – это символ китайского сельского хозяйства наподобие наших «белорусов», в одном лице собравший все агродобродетели.
На его счету и самый первый китайский трактор (по чертежам из СССР в 1958-м), и первая модернизация модельного ряда (вместе с итальянцами из Fiat и англичанами Ricardo в 1985-м), и даже почти состоявшееся партнерство с американской AGCO в 2006-м. Но не срослось.
Впрочем, это не помешало бренду мощно продвинуться вперед и представить даже собственный беспилотный трактор: YTO уверяет, что в скором будущем он будет самостоятельно вести весь цикл посадочно-уборочных работ.
Беспилотный трактор от YTO лишает работы механизаторов. Пока китайских. Видео с официального сайта бренда ytorussia.ru
Пока Ито LY1104-C тренируется сам выращивать картошку со свеклой, познакомимся с его более интересным для нас собратом.
YTO в России
В первые годы (2016-2018-й) у YTO в России наблюдались проблемы с отсутствием запчастей и развитой сети сервисов – бренду требовалось время на отладку всех бизнес-цепочек. По этой же причине триумфального «захода» YTO в сельское хозяйство РФ не получилось. Хотя, например, другая китайская строительная техника (например, SANY) вовсю использовалась еще при возведении объектов к Олимпиаде в Сочи-2014.
Причин малой популярности YTO было две:
1. Российские агрохозяйства предпочитали заслуженные европейские и американские бренды с отлаженной системой сервиса и надежностью.
2. Возникавшие проблемы с качеством новых моделей YTO. Поломки грозили простоями по причине частого отсутствия запчастей: их приходилось ждать из Китая месяцами. И если крупные игроки еще могли это компенсировать выходом подменной техники, то малое фермерство такой роскошью не располагало. Отсюда и результат: всего 250 машин, поставленных в период до 2020 гг.
Недоверие к YTO окончательно рассеялось только к 2021-му году, когда китайцам удалось достичь стабильного качества. И во многом благодаря использованию узлов и агрегатов немецких и итальянских компаний. Дела постепенно пошли в гору: многие стали предпочитать китайца прежнему эталону в классе - МТЗ 1221.
Дизель
На YTO Х1304 (2 тяговый класс) стоит 130-сильный 6-цилиндровый дизель с интеркулером объемом 7,7 л, который выпускается по лицензии англичан Ricardo в Китае. Все дополнительное оборудование, топливная система и запчасти силового агрегата делается китайцами самостоятельно, по совместным наработкам и лицензии Bosch.
Ничего особенно сложного тут не предусмотрено: у YTO Х1304 простая топливная система с рядным механическим топливным насосом + три фильтра. Мы обеими руками за новые технологии, но в простоте есть свои плюсы. Их здесь сразу 3: цена ниже, обслуживание легче, нет «глюков» сверхумной электроники, нет капризов по поводу качества топлива.
Двигатель - главное преимущество YTO Х1304. Хороших показателей бренд добивается не тем, что ставит большие турбины, а тем, что применяет именно двигатели большого объема и при этом сохраняет адекватную цену. Тяговое усилие в этом классе у YTO заслуживает похвалы.
И все же по достаточности мощности мнения разделились. Запас мощности по руководству YTO – 15-20% со 130-140 л.с., но часть пользователей говорит, что ее более, чем хватает, другие, что тяги меньше по сравнению все с тем же МТЗ 1221. Скорее всего, тут надо судить индивидуально, по качеству решения конкретных задач: по отзывам механизаторов, YTO Х1304 спокойно работает и с 12-метровыми тяжелыми катками, и с 24-метровой средней бороной, 4-метровым плоскорезом и дискатором, 8-метровым культиватором.
Трансмиссия
На трактор ставится локализованная в Китае механика от FIAT, сцепление от немцев LUK. Сочетание неплохое в плане надежности, есть принудительное охлаждение и смазка для случаев с топовой нагрузкой. Есть полная блокировка дифференциала. Раздельная гидравлика, трансмиссия двухрычажная с синхронизатором, косозубые шестерни с увеличенным сроком службы.
На YTO Х1304 стоит задняя 3-хточечная навеска (г/п – 4,5 тонны) с двумя гидроцилиндрами и 3 быстроразъемными муфтами (1 из них – плавающая), плюс 3 пары гидровыводов для агрегатов с пневмотормозами.
Проще говоря, подключать можно любой агрегат. Подъем/опускание можно производить с улицы, не залезая в кабину – удобно.
Кабина
По функционалу кабины YTO Х1304 явно впереди того же МТЗ 1221. Хороший обзор (включая камеру заднего вида – дополнительная опция), заднее и боковые окна открываются. Двери с обеих сторон, регулируемое сиденье с подстройкой и стандартный набор в виде магнитолы, воздухозабора с фильтром и отопителя-кондиционера. На борту установлен GSM-чип и начальное навигационное оборудование для подключения «подрульки» и точного посевного и обрабатывающего инструментов. Настройка вывод на 10-дюймовый монитор займет полчаса.
А вот к звукоизоляции есть вопросы: многие докупают ее как дополнительную опцию. В стандартном виде довольно шумно.
Отзывы YTO Х1304
Говорят пользователи – механизаторы:
«Основное назначение трактора — использование в качестве универсальнопропашного и при погрузочных работах. Ранее использовали отечественные машины. По сравнению с предыдущей машиной YTO Х 1304 мощнее. Он не «напрягается» при работе с тяжелыми орудиями, соответственно, используется меньше солярки. Минусов у данного трактора мы не обнаружили».
КФХ Наливкин Л. М. (Алтайский край)
«Хотя масса трактора YTO 1304 ненамного больше массы похожих тракторов, рабочая навеска у него лучше, завесовка сделана правильно (расположение баков на передней оси). Эргономика трактора YTO тоже лучше, есть кондиционер, удобно расположены рычаги управления, комфорт лучше (кроме шума в кабине).
Машина простая и понятная. Всё на механике, электроники нет –нечему ломаться. Надежная, нареканий нет. По запчастям приходится приобретать только расходники»
ИП КФХ Виталий Старостин (Новгородская обл)
«В базовой комплектации трактора нет ничего лишнего, но есть кондиционер, подрессоренное сиденье, обзорное остекление. YTO хорош также тем, что у него передачи механические, без всякой лишней электроники. Самое главное делать вовремя ТО, менять расходники, масло, и будет он дальше работать нормально».
Гл. инженер ЗАО «Племенной завод ПРИНЕВСКОЕ» В. Иванов
«Вроде и хороший, но опять - топливный бак болтается как лодка на волнах в кабине по сравнению с мтз аглохнешдалее крепление задних колес смешное как на УАЗе шпилички детские и посадка диска колеса в самом деле смешная на ступице чуть подтянул и рвётся резьба с мтз не сравнить кр.. зад.. колёс очень слабое место и шумку в кабине надо усиливать . В мтз гайки на конус это самое надёжное крепление колеса а на юто начюдили ахренеть».
Мнение форумчанина на fermer.ru
Резюме
Итак, что мы имеем в сухом остатке по YTO Х1304?
Преимущества
• Универсальность. Для с/х задач – YTO Х1304 закрывает практически весь спектр. Мощность и подключаемые агрегаты/инструменты позволяют работать и в коммуналке и даже на стройке.
• Мощность – 130-140 л.с. дают возможность работать с любым с/х оборудованием
• Простота. Разобраться и работать легко. Без «диковинок» и непонятного функционала, деталей и т.д. Рабочая лошадка.
• Удобно обслуживать: все выведено в прямой доступ, механизатор будет доволен.
• Комплектация по сравнению с «белорусами» МТЗ лучше и солиднее, как и комфорт
• Доступнее по цене, чем трактора западных брендов при аналогичном функционале
• «Еврокитаец» - узлы и агрегаты сделаны по лицензии от европейских брендов, что внушает доверие и несомненно добавляет надежности
Недостатки
• YTO еще не раскручен в России до уровня ушедших брендов - это влияет на желание сервисных центров с ним работать. YTO Х1304 надо покупать новым и у официального дилера китайского завода, который сможет и запчасти поставить относительно быстро (узнавайте сроки) и обслужить.
• На борту нет smart-систем – сбора данных о работе, оптимизации расхода топлива и т.д. Ставка сделана на простоту. Учитывайте это, если планируете решать сложные агро- и прочие задачи.